Внешнеэкономическая деятельность
Второй разновидностью стратегии СПД является подрядное производство т.е. заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Таким методом, в частности. Воспользовалась фирма «Сирс» при открытии своих универмагов в Мексике и Испании, отыскав там квалифицированных производителей, которые могли изготовлять многие из продаваемых ею товаров.
Этот способ выхода на внешний рынок также имеет недостатки. применяя его, фирма меньше контролирует процесс производства, что чревато потерей связанных с этим производством потенциальных прибылей. Однако подрядное производство дает фирме возможность развернуть свою деятельность на внешнем рынке быстрее, с меньшим риском и с перспективой вступления в партнерство с местным производителем или покупки его предприятия.
Еще одним способом выхода на внешний рынок, относящимся к стратегии СПД, является управление по контракту. При этом способе фирма предоставляет иностранному зарубежному партнеру «ноу-хау» в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Иначе говоря, фирма экспортирует не товар, а, скорее, управленческие услуги. Такой метод использовала фирма «Хилтон», организуя работу отелей в разных частях света.
Данный способ выхода на внешний рынок характеризуется минимальным риском и получением дохода с самого начала деятельности. Недостаток его заключается в том, что для выхода на внешний рынок фирме необходимо иметь достаточный штат квалифицированных управляющих, которых можно использовать с большей выгодой для себя. К данному способу также нецелесообразно прибегать в том случае, когда самостоятельное осуществление всего предприятия принесет фирме, выходящей на внешний рынок, гораздо больше прибыли.
Одним из способов проникновения на внешний рынок является создание предприятия совместного владения. Такое предприятие представляет собой объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала с целью создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Существуют разные пути к возникновению такого предприятия. Например, зарубежный инвестор может купить себе долю в местном предприятии зарубежной компании, либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие.
Предприятие совместного владения может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям. В частности, выходя на внешний рынок, фирма может не иметь достаточных финансовых, физических или управленческих ресурсов для осуществления проекта в одиночку. Другая возможная причина предпочтения предприятия совместного владения – некоторое иностранное правительство только таким образом допускает на рынок своей страны товар инонациональных производств.
Характеризуемый способ, как и другие, не лишен недостатков. партнеры, относящиеся к разным странам, могут разойтись во мнениях по вопросам, связанным с капиталовложениями, маркетингом и другими принципами деятельности. Например, многие американские фирмы, вывозя капитал в те или в иные страны, стремятся использовать заработанные средства для повторного инвестирования на расширения производства, а местные фирмы этих стран нередко предпочитают изымать эти поступления из оборота. американские фирмы большую роль отводят маркетингу, а местные вкладчики зачастую полагаются исключительно на организацию сбыта. Создание предприятий совместного владения может затруднить транснациональной компании проведение в жизнь конкретных политических изменений в сфере производства и маркетинга во всемирном масштабе.
Стратегией выхода на внешний рынок, обеспечивающей наиболее полное вовлечение фирмы в деятельность на нём, является помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий. По мере накопления фирмой опыта экспортной работы и при достаточно большом объёме данного внешнего рынка производственные предприятия за границей принесут выгоды.