Цели и задачи финансового анализа
Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов как жестокая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные нововведения в законодательстве и т.д.
В этих условиях перед руководителями предприятий возникает множество вопросов: какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия в условиях перехода к рынку; как рационально организовать финансовую деятельность предприятия для его дальнейшего «процветания»; как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами; каким образом определить показатели хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия.
На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ, который позволяет наиболее распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Известно, что любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но и путем оптимального соотношения разных ресурсов. Из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурса.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную оценку прошлой деятельности и положение предприятия на данный момент, а также оценку будущего потенциала предприятия. Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.
Основным фактором для реализации аналитических задач является информация. Возникает необходимость отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимость аналитического прочтения её исходных данных, исходя из целей анализа и управления. Основной принцип аналитического чтения является дедуктивный метод, т.е. от переход общего к частному.
Определяется три основных этапах проведения финансового анализа.
На первом этапе следует определить подход или направление анализа, т.е. будем ли мы сравнивать показатели предприятия с другими предприятиями, народным хозяйством.
На втором этапе оценивается качество информации, необходимое и достаточное ее количество, а также насколько имеющаяся информация показательна и приемлема.
На третьем этапе проводится сам анализ с использованием основных методов.
Практика финансового анализа выделяет 6 основных методов:
1. Вертикальный (структурный) анализ – это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей баланса к валюте баланса, принимаемой за 100%. Вертикальный анализ позволяет получить относительные показатели, чтобы проводить межхозяйственное сравнение коммерческих организаций. Кроме того, с помощью вертикального анализа можно сгладить влияние инфляции на относительные показатели, что делает временной анализ динамики на данном предприятии более простым.
2. Горизонтальный анализ (временной) – это сравнение каждой позиции баланса или другой формы отчетности с данными предшествующего периода. Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей баланса, темпы роста по сравнению с предшествующим периодом.
3. Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики анализируемого показателя, уже «очищенного» от случайного влияния и индивидуальных особенностей отдельных периодов.
4. Анализ относительных показателей (коэффициенты) – это расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, т.е. определение взаимосвязей показателей.
5. Сравнительный, или пространственный метод анализа – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, его подразделениям, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия с предприятиями-конкурентами, со среднеотраслевыми данными и т.д.
6. Факторный анализ, или анализ влияния отдельных факторов, причин на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным, когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.