Монополистическая конкуренция
Анализ данного процесса подводит к логическому выводу, что на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их количество, но благодаря полной занятости ресурсов производить такое же или большее количество продукции, что усилило бы монополистическую тенденцию в экономике и сузило рамки конкуренции. Однако не следует столь строго относиться к монополистической конкуренции. Дело в том, что цена и объем производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Более того, фирмы и покупатели выигрывают за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференция продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.
1.5. Издержки производства и сбыта.
Характеристику издержек производства следует давать во взаимосвязи с эффективностью, а она требует равенства цены, предельных и средних издержек. При условии равенства цены и предельных издержек эффективно используются ресурсы, а высокая производственная эффективность и эффективность технологии достигаются при равенстве цены с минимальными средними валовыми издержками. Таким образом, монополистичес5ая конкуренция не обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственной эффективности. Монополии, как правило, недоиспользуют ресурсы и производят объем продукции ниже оптимального. В силу этого такие фирмы несут более высокие издержки на единицу продукции, чем возможный минимум. В связи с этим естественно, что монопольные цены устанавливаются на несколько более высоком уровне, чем при чистой конкуренции (иначе не будет достигнуто равенство нормальных прибылей).
Э. Чемберлин выделяет в структуре издержек:
· Издержки сбыта;
· Издержки производства.
Издержки производства. по мнению американского учёного, создают полезности, служащие удовлетворению запросов, а издержки сбыта создают сами запросы.
Издержки, связанные с перевозкой, хранением товара и доставкой на дом, являются издержками производства.
Проведение грани между этими двумя видами издержек имеет, считает Чемберлин, такое же фундаментальное значение, как проведение различия между спросом и предложением. Спрос ранее всегда рассматривался как нечто такое, что уже существует, и все затрачиваемые издержки рассматривались как издержки производства в целях удовлетворения наличного спроса.
Издержки сбыта, равные издержкам производства, могут быть в конечном счёте разложены на затраты на ряд экономических факторов, скажем, на землю, труд, капитал. Например, ассигнуя сумму денег на рекламу в журнале, можно израсходовать больше средств на оплату труда специалистов по оформлению и меньше на оплату места в журнале, и наоборот.
1.6. Значение монополистической конкуренции.
Анализ монополистической конкуренции показывает, что фирмы, действующие в условиях такого хозяйственного механизма, могут оказаться незаинтересованными в расширении объемов производства. Действительно, они имеют более высокие издержки производства, у них чаще возникают сложности с получением нормальной прибыли. С целью регулирования этих показателей в действие вступает механизм неценовой конкуренции. Речь ищет о том, что конкурентной силой обладает не только цена, но и сам продукт, имеющий разнообразные свойства. Задача состоит в том, чтобы раскрыть эти свойства и довести их до покупателя. Кроме того, упор можно сделать не только на наличие действительных свойств, но и с помощью рекламы создать воображаемые, привлекательные для покупателя и тем самым повышающие конкурентоспособность определенных товаров. Конечно, это ведет к увеличению издержек, однако фирмы идут на такое увеличение при условии, что увеличивающийся впоследствии спрос на продукцию превысит расходы на рекламу и другие мероприятия, связанные с повышение престижности товара.
Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламную деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.