Черты, присущие рынку чистой конкуренции.
Рынок, где господствует чистая конкуренция
, - исторически самый развитый и простой для ценообразования и обмена. Он состоит из множества продавцов и покупателей одноимённого товара. Ценообразование здесь складывается на основе спроса и предложения. Механизм обмена прост и удовлетворяет всех продавцов и покупателей. Если кто-то из продавцов назначает повышенную цену, его товар не покупается или не реализуется. В то же время некоторые продавцы определяют цену ниже рыночной, т.к. не хотят терять часть дохода. Продавцы на таких рынках не тратят много времени и средств на реализацию политики цен.
Так как на рынке совершенной конкуренции имеется в наличии большое число продавцов и покупателей, множество фирм, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и покупатели приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели, то доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна. Ни одна из фирм не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (т.е. абсолютно эластична).
Важным фактором также является мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё. В качестве предпосылки рассматривается однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность всех производителей и потребителей.
По мнению зарубежных исследователей, чисто конкурентная экономика сопровождается наиболее эффективным использованием редких ресурсов общества. Действующие здесь свободные цены позволяют распределить ограниченное число ресурсов таким образом, чтобы это привело к максимизации удовлетворения человеческих потребностей. Это достигается за счёт того, что с одной стороны, ресурсы распределяются таким образом, что с их помощью возможно создание ассортимента продукции, наиболее необходимой обществу. С другой стороны, производство продукции обеспечивается наименее дорогостоящим способом за счёт применения новейшей технологии, или, иначе говоря, ведётся так, чтобы на изготовление продукции затрачивался минимум ресурсов. Однако подобный подход явно недостаточен для рынка. Нужна не только совершенная технология, но и производство продукции, которая в данный момент необходима обществу. Денежная оценка такого товара и есть та общественная мера, тот критерий, который характеризует относительную предельную ценность этого продукта.
Может возникнуть вопрос о том, до какой степени в условиях чистой конкуренции фирмы будут развивать производство. Предприниматели будут производить продукт до тех пор, пока цены на товары и предельные издержки не уровняются. Это и будет означать, что ресурсы в условиях чистой конкуренции распределены эффективно.
Таким образом, следует отметить, что высокоэффективное распределение ресурсов, которому благоприятствует чистая конкуренция, происходит потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды.
В чисто конкурентной экономике предприниматели в интересах получения прибыли стремятся к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение запросов потребителей. Равенство долговременного периода цены и минимума средних издержек показывает , что фирмы заинтересованы использовать самые совершенные технологии и с учётом своих издержек производства назначать самую низкую цену на производимую продукцию. Равенство цены и предельных издержек производства свидетельствует о том, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная же система цен будут перераспределять ресурсы в ответ на изменения в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность такого распределения длительное время.