Ценовая дискриминация
Поясним идею ценовой дискриминации третьей степени графически (см. рис 1.5.2.).
Рис. 1.5.2. Ценовая дискриминация третьей степени
На рисунке показаны рынки, на которых действует дискриминирующий монополист: случаи а
и б
. Предположим, что предельные издержки MC одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых MC и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» рынке и «дешевом» рынке разная, то и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке монополист установит цену P1 и объем продаж составит Q1. На дешевом рынке цена будет на уровне P2 и объем продаж Q2. Валовой доход во всех случаях показан затененными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в случаях а
и б
окажется выше, чем площадь, обозначающая доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай в
).
Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.
В случае с географической ценовой дискриминацией покупатели, находящиеся на различных расстояниях, могут обслуживаться по единой цене, но она является дискриминационной, т.к. она не отражает различия в затратах (ведь в них включаются и транспортировочные расходы поставщика) по доставке товара каждому из потребителей.