Ценовая политика монополий и предельный доход монополиста
В таблице 1.4.1 показаны данные о цене одной машины и о количестве, которое будет куплено по данной цене в течении одного года. При цене в 1 000 000 за одну машину только один человек захочет купить такую машину, причем не более одной штуки в год. Общий доход также равен предельному доходу, то есть 1 000 000. (Предельный доход является просто изменением общего дохода от каждого дополнительно проданного автомобиля).
Если фирма захочет продать две машины, то ей придется понизить цену до 900 000 за одну машину. Тогда общий доход будет равен 1 800 000 в год. Предельный доход от второй машины будет равен 800 000, что на 100 000 меньше, чем цена, по которой были проданы машины.
Из таблицы 1.4.1 видно, что за исключением случая, когда продается только одна машина, предельный доход всегда меньше, чем цена. Необходимо заметить, что продавая более шести машин в год, производитель уменьшает, а не увеличивает свой общий доход, а предельный доход принимает отрицательные значения. Графически рассмотренный случай представляет собой следующее (см. рис. 1.4.2):
Рис. 1.4.2. Графическая иллюстрация рассмотренного практического примера
Рассмотренный практический пример наглядно показывает, что спрос является эластичным по цене, когда сокращение цены ведет к приросту общего дохода. Если общий доход возрастает, при уменьшении цены, то предельный доход положителен. Таким образом, всякий раз, когда предельный доход от понижения цены является положительным, спрос эластичен, и наоборот. Данная взаимосвязь отображена на рис. 1.4.2.
Легко заметить, что чем больше эластичность спроса по цене, тем меньше разница между ценой и предельным доходом. Так, если спрос будет бесконечно эластичным, то эта разница будет стремиться к нулю. Это подтверждает тот факт, что для конкурентной фирмы предельный доход равен цене.
Отметим, что предельный доход снижается быстрее, чем цена, причем для линейной кривой спроса предельный доход снижается вдвое быстрее. Предельный доход достигает нуля на уровне выпуска, который соответствует половине того количества товара, которое было бы продано при цене, равной нулю.