Эффективность и выбор стратегии по проведению M&A.
Казалось бы, нет ничего удивительного в том, что сделки по слияниям и поглощениям так привлекательны для собственников и руководителей компаний. В то же время, на мой взгляд, активизации таких сделок способствует то, что за потенциальными (или мнимыми) возможностями M&A не так просто разглядеть и оценить вполне реальные риски.
К сожалению, положительный эффект от проведения М&А возникает далеко не всегда. По разным оценкам, лишь 30-40% из общего числа слияний проходит успешно. Ведь объединение компаний, кроме возможностей экономии и дополнительной прибыли, создает и дополнительные расходы, сложности, которые часто трудно прогнозировать. Более того, если преимущества стратегии M&A проявляются лишь на этапе осуществления сделки (начиная с объявления о ней), то риски возникают вместе с самой идеей о проведении слияния. Плохо спланированное слияние или поглощение способно не только навредить компании, но и стать причиной ее гибели.
Планирование будущей сделки является достаточно сложной процедурой, в которой необходимо учитывать множество факторов неопределенности. Большая часть данных, на которые нужно опираться при подготовке слияния, не обладает достаточной степенью достоверности (например, по сегодняшнему состоянию приобретаемой компании) и во многом носит прогнозный характер (будущая ситуация на рынке, состояние конкурентов, денежные потоки объединенной компании). Чтобы составить прогноз, требуется тщательный анализ конкурентной позиции, товарных и фондовых рынков, рынков труда, технологий, причем точность такого прогноза всегда будет зависеть от множества допущений.
В этой связи одним из важнейших факторов успеха сделки является готовность к появлению проблем – а главное, готовность конструктивно и быстро на них реагировать. Для обеспечения такой готовности важно заранее определить не только позитивные стороны, но и возможные риски, возникающие в процессе слияния или поглощения.
Разработка стратегии
В рамках стратегии фиксируются основополагающие цели компании (включая миссию — наиболее обобщенное представление о желаемом месте компании в долгосрочной перспективе) и общие пути их достижения. В общем случае цели компании находятся на стыке идеальных представлений о будущем компании и реальности (рис.3).
Рис
. 2.1.
Стратегия
как
пересечение
идеальных
представлений
и
реальности
При этом под идеальными представлениями понимается желаемая доля рынка, целевой сегмент, ценовой уровень и т.п., в то время как реальность либо подкрепляет желания возможностями, либо заставляет отказаться от несбыточных иллюзий.
Именно из-за отсутствия стратегии возникают ситуации, когда уже после проведения слияния выясняется, что приобретенная компания по тем или иным причинам не вписывается в портфель продукции и выбранные направления поглотившей компании. Поэтому необходимо подключать сотрудников отдела стратегического планирования уже на ранних стадиях сделки. Стоит отметить, что компании все чаще отказываются от приобретения непрофильного бизнеса из-за большой вероятности неудачи.
Главное, что должна фиксировать сделка слияния и поглощения, - это характер и сила связей между компаниями. Рассмотрим возможные варианты альянсов, которые различаются в направлениях связей и тесноте интеграции. Среди основных форм расширение бизнеса обычно выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальные слияния и поглощения - это комбинация похожих компаний, которая приносит экономию на масштабе и синергии. Вертикальные слияния и поглощения - комбинации компаний из разных уровней технологических переделов, нацеленные на повышение эффективности транзакций.
Стратегический план компании должен определить:
- направление интеграции;
- тип альянса,
после чего можно выбирать целевые компании для поглощения или партнера для слияния.
У предприятия есть возможности расширяться:
- по вертикали - в сторону поставщиков или потребителей;
- по горизонтали;
- еще одна опция - конгломерат, с объединением технологически не связанных производств.
Каждый вариант имеет свои преимущества, причины и подходы для применения. Все виды объединения имеют как свои черты, так и свои требования: