Перспективы СНГ
В последние годы наметилось серьёзное укрепление Содружества Независимых Государств. Это вызвано принятием целого ряда серьёзных документов на уровне глав государств, прежде всего принята концепция дальнейшего укрепления СНГ и план реализации. А так же советом глав правительств в прошлом году принята стратегия экономического развития СНГ, которая обсуждалась советом глав государств, но окончательное принятие решения было в ноябре 2008 года. Эти концептуальные документы вложили серьёзную основу укрепления СНГ. И особенно сегодня - в период кризиса, мы почувствовали, как произошла консолидация даже руководителей стран. Три - четыре года назад часто слышали, особенно в прессе, о том, есть ли перспективы у СНГ, какова эффективность СНГ? И были сомнения, говорилось даже о том, что это "инструмент развода" и "брак не очень состоялся". В плане экономической интеграции первые годы развитие шло очень быстро, но потом по мере самоопределения стран, независимости, каждая страна стала вводить свою валюту. В первый год это не планировалось. Начали вводить своё законодательство, которое разнится от общего законодательства. И после пятнадцати лет существования СНГ появилось недовольство результатами, темпами. Потому что были очень завышенные ожидания. Не учитывали, что будет такая разноскоростная тяга, во-первых, к самоопределению, к развитию стран. А, во-вторых, разноскоростные тенденции развития. Уровень развития стран очень разный. Сегодня последний год, если мы констатируем то, что сделано. В прошлом году было подведение итогов деятельности СНГ за 15 лет. И самое главное то, что сделано за последние два года. Это очень серьёзные результаты. Прежде всего следует сказать, что это региональное объединение, которое даёт самый высокий прирост ВВП из всех мировых региональных объединений, ежегодно свыше 8%. Этот год конечно кризисный, ВВП в пределах 6 - 6,5 %, но эта цифра очень высокая для регионального объединения. Внутренний товарооборот превышает 200 млрд. дол. И самое главное - динамика интеграционных процессов, она набирает темп. Была оправдана критика в прессе, что действительно СНГ не хватает эффективности. Наработано очень много соглашений, без которых государству просто сложно жить. Например, Грузия объявила о выходе из СНГ, но между тем они говорят: "мы остаёмся в соглашениях". Это 70 соглашений прежде всего касающихся таможенного оформления: если товар произведен в стране происхождения, он не облагается таможенными пошлинами. То есть это выгодно для всех стран, и страна выходящая, естественно, попадает уже под это соглашение. Так же существует целый ряд соглашений для экспортеров, импортеров, которые поддерживают бизнес, поэтому та экономическая интеграция, которая была сложена на основе Советского Союза, распалась. С образованием СНГ была очень логично выстроена производственная база, научная база. Планировалось на пять лет даже производство инноваций, размещение производительных сил. Инфраструктура, которая осталась должна быть сегодня объединена. Пока за 17 лет не удалось объединить эту инфраструктуру, это наша задача. Объединить на инновационных началах, на новых технологиях.
Принята стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, которая определяет серьёзный прорыв в плане экономики. Прорыв за счет перехода на инновационный путь развития, на новый технологический уклад. Только так мы можем догнать развитые страны. Речь идет не только о России, но и об Украине, Белоруссии, Казахстане. Эти страны наиболее инновационно продвинутые. Только за счет перехода на новый технологический уклад - на пятый уклад, а в будущем и шестой уклад, СНГ может сделать серьёзный прорыв. Поэтому и параметры в стратегии экономического развития закладываются очень высокие. До 2020 года планируется поднять ВВП более чем в 2,3 раза.