Основные задачи совершенствования налоговой политики Украины
Для облегчения ситуации необходимо достигнуть стабильности налогового законодательства, которое обеспечило бы: введение в действие законодательных актов по вопросам налогообложения не раньше чем через год с момента их принятия; неизменность ставок льгот и правил налогообложения в течение минимум 3 лет с момента введения в действие актов налогового законодательства, а также налогового законодательства относительно платников, которые берут участие в целевых государственных инвестиционных программ в течении всего времени их действия.
Государство должно научиться грамотно руководить доходами и отказаться от действующей ныне жестокой зарегулированности экономики, которая толкает предпринимателя в “тень”. Иначе говоря, необходимо достигнуть сбалансированности интересов бюджета и конкретного предпринимателя.
Для этого следует обеспечить гибкость налоговой системы, приспособить её к внешней и внутренней экономической коньюнктуре. Прежде всего речь идёт о делегировании налоговым органам права дать отсрочки, рассрочки по оплате налогов, взимание пени, и введение штрафных санкций в зависимости от финансового положения налогоплательщика и перспектив его развития с соблюдением единого условия - в конце определённого отчётного периода налогоплательщик обязан полностью оплатить всю сумму задолженности. При такой схеме, возможно, использовать и уже опробованную систему налоговых кредитов.
Необходимо также учитывать фактор сезонности работы плательщика и особенности отдельных областей промышленности и сельского хозяйства.
Правительство разных государств могут быть в каких угодно отношениях, однако предприниматели стремятся и будут стремиться к сотрудничеству, если оно взаимно выгодно. В случае если в налоговом законодательстве не будет учтён этот фактор, то не только государство, а и предприниматели потеряют большие доходы.
Например. После введения Украиной налога на добавленную стоимость на продукцию, которая импортируется, Россия ввела аналогичный налог на товары, которые поступают с Украины. Вследствие этого Украина потеряла российский рынок сбыта сахара, так как его экспорт стал невыгодным. В настоящее время обеими сторонами этот налог отменён.
Поэтому достижение согласованности внутренней налоговой системы с налоговыми системами смежных государств, которые являются основными экономическими партнёрами Украины - важный вопрос сегодняшнего дня. Создание совершенной налоговой системы внутри одной отдельно взятой страны не решает полностью решение всех проблем.
Необходимо до минимума довести негативное влияние на экономику страны теневого бизнеса. Анализ ситуации, которая сложилась, свидетельствует о том, что теневая деятельность причиняет убытки одинаковой мерой как государству, так и каждому легально работающему предпринимателю. Правда, риск, на который сознательно идут теневики, не всегда оправдывается прибылью, которую они получают.
Теневая экономика не безопасна ещё и тем, что активно привлекает к своей сфере всё новых и новых субъектов предпринимательской деятельности. Например, коммерческие банки, к сожалению, необычайно заинтересованы в активной совместной работе с фиктивными предприятиями. Только в одном из проверенных налоговой инспекцией коммерческих банков из 1000 действующих расчетных счетов 294 использовались фиктивными предприятиями.