Налоговая политика Украины
В этом Законе был предоставлен перечень налогов, которые входили в налоговую систему Украины. Некоторые виды налогов были ликвидированы (налог из оборота, на экспорт и импорт).
В 1994 году был принят новый Закон " О системе налогообложения" с учетом изменений и дополнений. К нему были включены платежи и налоги, которые существуют на территории Украины с распределением их на общегосударственные и местные. Как можно реально оценить действующую налоговую систему? Установленные налоги и платежи лишь по названию отвечают мировым стандартам, а относительно содержания, то основа налоговой системы все же таки - доходы предприятий.
Следующий этап в формировании налоговой системы настал в 1996 году, когда происходило важное изменение в структуре органов налоговой системы -образование Государственной Налоговой Администрации и местных налоговых инспекций. Эти нововведения - не просто замена названия, образование ГНА представляет собой новый и первый шаг украинского руководства по привлечению в сферу налогообложения теневого капитала, который приобрел угрожающие размеры. До сих пор, в стране не существовало единой системы, контролирующей доходы всех юридических и физический лиц, - начала она функционировать с 01.01.97 г. В обязанности местных налоговых инспекций включенный анализ экономической деятельности подчиненных предприятий, для чего созданные соответствующие отделы.
Таким образом, образование службы экономического анализа в рамках налоговой администрации даст возможность усовершенствовать и улучшить налоговый контроль. А впрочем, разработка и принятия налогового законодательства находится в компетенции Кабинета Министров и Верховной Рады.
При переходе к сугубо рыночной экономике должны меняться как система налогообложения, так и методы расчетов и уплаты налогов, а соответственно, и порядок их администрирование. При этом в вопросах налогообложения не должно быть слепого копирования опыта отдельных стран мира. Нельзя накладывать налоговую систему любой страны на нашу действительность. Любые новации в налоговом законодательстве должны находить отображение лишь после проводки глубокого изучения существующей проблемы и опыта отдельных элементов системы налогообложения стран с рыночной экономикой, проводка грунтовного анализа целесообразности указанной нормы и возможности ее применения в украинском налоговом законодательстве.
Важным условием эффективной налоговой политики есть ее стабильность и предсказуемость, благодаря чему у предприятий возникает возможность планировать хозяйственную деятельность и правильно оценивать эффективность принятых решений.
Поездом последних десяти лет налоговая политика Украины была направлена на решение конкретных задач и проблем. Это, в частности, ограничение роста цен и инфляции, преодоление кризиса платежей, укрепление денежного обращения. Эти меры должны обеспечить защиту внутреннего рынка, создание условий для развития здоровой конкуренции, осуществить реальную помощь в становлении и развитии малого бизнес, повысить уровень правового сознания и культуры общества.
Процесс формирования налоговой политики в Украине осложняется отсутствием четкой и реальной концепции выхода экономики Украины из кризиса. Сегодня, налоговая политика Украины не является средством регулирования экономики, а средством мобилизации доходов государственный бюджет.
Например, в 1991 году в Украине практиковался налог на прибыль;
в 1992 году - на валовый доход;
в 1993 году - на прибыль 30%, а со II квартала - на доход 18%;
в 1994 году - на доход 22%;
с 1995 по 2003 гг. - опять на прибыль по ставке 30%;
с 2004 года - налог на прибыль по ставке 25%.
Действующий сегодня налог на прибыль предусматривает следующие льготы:
- 100% на восстановление затрат предприятий общественных организаций инвалидов, где инвалиды составляют более 50% общей численности работающих;