Анализ состава и структуры налогов и платежей
Анализ налогов, целесообразно начинать с изучения их состава и структуры.
Для характеристики состава и структуры всех налогов, взносимых в бюджет ОАО «НАФТАН», составляем аналитическую таблицу 7.1, структура которой предложена Русаком Н.А. [11], дополнив таблицу разделением налогов и платежей по четвёртому признаку классификации представленной на рисунке Приложения В. Исходные данные принимаем из форм статистической отчётности ОАО «НАФТАН» № 1-ф за 2005 и 2006 г.г., указывая код строки для каждого налога или платежа
Результаты анализа показывают:
1 В 2006 году причитается по расчёту 1 061 757 млн. руб., что больше на 120 514 млн. руб. (1 061 757 – 941 243);
2 Таким образом темп роста налоговых платежей составил 112,8 %;
3 Основная доля налогов уплачивается из выручки, полученной предприятием после реализации продукции, соответственно 63,646% и 64,507% в 2005 г. и 2006 г., не смотря на увеличение выручки от реализации с 3 756 033 до 4 502 859 млн. руб.;
4 Так же наблюдается отмена в 2006 г. налога на автомобильное топливо, отчисления по которому в 2005 г. составили 26 986 млн. руб., что составило в общем объёме выплат 2,917 % от выручки. В 2006 году был отменён ещё один налог – налог на продажу нефтепродуктов, уплата которого в 2005 г. составила 48 398,0 млн. руб., что составляло в общем объёме выплат 5,142 %. Таким образом, отмена выше перечисленных налогов и привела к снижению долю оборотных налогов;
5 Однако отмена двух налогов была не привела к сильному снижению выплат по оборотным налогам, это объясняется увеличением отчислений акцизов в 1,45 раза (375 578 / 259 500) и экспортных таможенных платежей в 1,77 раза (66 075 / 37 377). Данное увеличение обусловлено увеличением доли подакцизных товаров (дизельного топлива, бензинов), с одновременным сокращением производства не акцизных товаров (мазута, вакуумного газойля) (смотри Приложение А), в связи с вводом в эксплуатацию комплекса «ГИДРОКРЕКИНГ» и увеличением ставок акцизов в 2,5 раза в целях компенсации потерь бюджета от отмены налога с оборотов топлива;
6 Доля налогов, включаемых в затраты в 2006 г. составила 16,7 %, что на 1,5 % выше чем 2005 г. (14,2 %). Основной причиной увеличения данной группы налогов и сборов связана с увеличением объёма производства и глубины переработки нефти, что повлекло за собой увеличения экологического налога, у которого и ставки были увеличены в 2006г.
7 Так же увеличение заработной платы привело к увеличению выплат в ФСЗН до 37 990 млн. руб., в сравнении с 2005 г. составлявших32 617 млн. руб.
Таблица 6.1 – Анализ состава и структуры вносимых в бюджет налогов и сборов ОАО «НАФТАН»
Наименование налогов |
Отчётный период – 2006 г. |
Прошлый период – 2005 г. | ||||||||||||||||
Номер строки в форме № 1-ф |
причитается по расчёту, млн. руб. |
удельный вес, % |
перечислено в бюджет, млн. руб. |
задолженность перед бюджетом, млн. руб. |
Номер строки в форме № 1-ф |
причитается по расчёту, млн. руб. |
удельный вес, % |
перечислено в бюджет, млн. руб. |
задолженность перед бюджетом, млн. руб. | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | ||||||||
1 Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации | ||||||||||||||||||
1.1 налог на продажу |
55 |
177,0 |
0,017 |
148,0 |
29,0 |
58 |
159,0 |
0,017 |
190,0 |
- 31,0 | ||||||||
1.2 Налог на приобретение бензина и дизельного топлива |
– |
– |
– |
– |
– |
62 |
48 398,0 |
5,142 |
48 051,0 |
347,0 | ||||||||
1.3 Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса |
56 |
94,0 |
0,009 |
85,0 |
9,0 |
59 |
69,0 |
0,007 |
68,0 |
1,0 | ||||||||
1.4 НДС |
39 |
643 735,0 |
– |
123 157,0 |
– |
40 |
515 356,0 |
– |
264 618,0 |
– | ||||||||
в том числе: к вычету (зачёту) |
– |
532 762,0 |
– |
– |
– |
41 |
416 659,0 |
– |
– |
– | ||||||||
к уплате в бюджет |
– |
110 973,0 |
10,452 |
123 157,0 |
- 12 184,0 |
42 |
98 697,0 |
10,486 |
264 618,0 |
- 165 921,0 | ||||||||
1.5 Налог с продаж автомобильного топлива |
– |
– |
– |
– |
– |
39 |
27 454,0 |
2,917 |
28 180,0 |
- 726,0 | ||||||||
1.6 Акцизы |
35 |
375 578,0 |
35,373 |
690 376,0 |
- 314 798,0 |
36 |
259 500,0 |
27,570 |
271 738,0 |
- 12 238,0 | ||||||||
1.7 Экспортные таможенные пошлины |
49 |
66 075,0 |
6,223 |
67 839,0 |
- 1 764,0 |
52 |
37 377,0 |
3,971 |
38 295,0 |
- 918,0 | ||||||||
1.7 Единый платёж |
36 |
122 866,0 |
11,572 |
125 568,0 |
- 2 702,0 |
37 |
135 515,0 |
14,397 |
129 848,0 |
5 667,0 | ||||||||
Итого |
– |
675 763,0 |
63,646 |
1 007 173 |
- 331 410,0 |
– |
607 169,0 |
64,507 |
780 988,0 |
- 173 819,0 | ||||||||
2 Налоговые платежи, относимые к расходам на реализацию | ||||||||||||||||||
2.1 налог за размещение отходов производства |
46 |
171,0 |
0,016 |
200,0 |
- 29,0 |
49 |
1 087,0 |
0,115 |
1 100,0 |
- 13,0 | ||||||||
2.2 Отчисления в ФСЗН |
41 |
37 990,0 |
3,578 |
37 710,0 |
280,0 |
44 |
32 617,0 |
3,465% |
28 868,0 |
3 749,0 | ||||||||
2.3 Импортные таможенные пошлины |
50 |
3 359,0 |
0,316 |
3 359,0 |
0 |
53 |
3 405,0 |
0,362 |
3 405,0 |
0 | ||||||||