Экономическая сущность налогов как объекта анализа
Налог – экономическая категория, которая с давних времен играла важнейшую роль в жизни общества, являясь необходимым звеном экономических отношений. В государстве с рыночной экономикой основную долю финансовых поступлений в доходы бюджета формируют налоги, а налоговая политика используется в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, называется налогообложением [3]. Изучение отдельных аспектов налогообложения позволяет определить состав обязательных платежей в бюджет, характерных для субъектов хозяйствования определенных отраслей, организационно-правовых форм и форм собственности, их экономическую сущность и содержание, порядок расчета, механизм взимания, выявить тенденции изменения, что необходимо для определения их связи с бухгалтерским учетом и анализом.
Важным шагом к стабильности и оптимальности налоговой системы стало начало разработки Налогового кодекса Республики Беларусь и введение в действие с 1 января 2004 года его Общей части. Вместе с тем, Общая часть Налогового кодекса нуждается в совершенствовании. По нашему мнению, она должна содержать перечень тех налоговых платежей, которые фактически уплачиваются налогоплательщиками в текущий период времени, а платежи, подлежащие уплате в бюджет должны иметь четко определенный статус в соответствии со своей сущностью и определениями, приведенными в Налоговом кодексе Республики Беларусь: налоги и сборы (пошлины). Налоговый кодекс Республики Беларусь должен быть единым, максимально согласованным с бухгалтерским и другим законодательством документом, что значительно сократит время бухгалтеров на составление деклараций, предупредит вероятность возникновения ошибок из-за разногласий налогового и бухгалтерского законодательства и, как следствие, уплаты экономических санкций.
При изучении отечественных законодательных актов, регулирующих налогообложение, Общей части Налогового кодекса можно отметить, что обязательные платежи в бюджет не ограничиваются только понятием «налог», встречаются еще «сбор», «пошлина», «отчисления», «взнос», которые представляют собой неналоговые обязательные платежи. Между налогами и неналоговыми обязательными платежами очень много общего, но, вместе с тем, отождествлять данные понятия действующее налоговое законодательство не позволяет.
Неналоговые обязательные платежи имеют конкретную цель использования, они индивидуально возмездные, то есть уплачиваются за конкретное «юридически значимое действие», а точнее за услуги, предоставляемые государственными службами, то есть налоги платят все, а неналоговые обязательные платежи только при желании получить от госучреждений какие-либо услуги [4].
Налоги также могут иметь специальную цель. Но при этом определяется общее предназначение налога, а не конкретные статьи расходов бюджета, то есть не нарушается признак абстрактности налоговых платежей. Следует отметить, что сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, сбор с заготовителей, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района), транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержания ведомственного городского электрического транспорта не включены в Налоговый кодекс. Данные сборы, по нашему мнению, не соответствуют своему определению в Налоговом кодексе в части того, что они взимаются «как одно из условий совершения в отношении их плательщиков юридически значимых действий» – для большинства плательщиков они безвозмездны. Получается, что по определению это сборы, а по содержанию – налоги, хотя в определенной степени и целевые.