Экономический анализ
Отраслевой анализ
. Это вид анализа в широком смысле охватывает все
уровни управления отраслью – от основного звена предприятия до высшего звена, охватывающего, как правило, отрасль народного хозяйства.
Отраслевой анализ в узком смысле охватывает отраслевые объектов. При
проведении экономического анализа деятельности отраслевых объединений
используется сводная бухгалтерская, ста, оперативная и специальная отчетность. Большинство показателей сводной отчетности получают сло показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности образуются путем исчисления средних и относительных величин на основании сводных данных (средняя выработка на одного работающего; показатели использования средств труда, предметов труда и самого труда; затраты на рубль товар продукции; показатели, характеризующие выполнение плана и темпы роста по сравнению с предшествующим периодом и др.). Анализ сводной отчетности не ограничивается
оценкой выполнения только плановых показателей. Сводная отчетность отражает совокупные итоги работы под объединений, а также
непосредственно подчинен? предприятий и организаций. Кроме сводных
годовых отче по отдельным видам своей деятельности—основной и не основной (промышленности, капитальным вложениям, научно исследовательским институтам), они представляют ряд дополнительных форм отчетности, обобщающих итоги работы.
Сводные отчеты составляются в основном заводским методом, т. е. путем
суммирования показателей отчетов подведомственных предприятий. Однако в ряде отраслей промышленности, вырабатывают однородную продукцию (нефть, газ, уголь, электро, цемент и др.), используется отраслевой метод. Сводные показатели изменения себестоимости, исчисленные по отраслевому методу, отражают не только качество работы отдельных пред и объединений, но и изменение удельного веса продукции с различным уровнем затрат, а также влияние изменения, вызван размещением производства.
При проведении экономического анализа работы .отрасли, помимо сводных
отчетов, необходимо привлекать специальную от о внедрении новой
техники, качестве продукции, подготовке кадров, нормирования труда,
материальных ресурсах, электровооруженности труда, научной организации труда, совершенствовании управления, социальном развитии, экономическом образовании трудящихся и др. Важное место в экономическом анализе занимают сравни анализ деятельности предприятий и функционально-экономический анализ, которые выделились в самостоятельные виды анализа по признаку применяемых приемов, методов.
Совершенствование коммерческого расчета в промышленности повышает
заинтересованность одних предприятий в изучении пе опыта других.
Назначение межзаводского сравнитель анализа состоит в сопоставлении
достигнутых результатов хозяйственной деятельности с результатами других
предприятии или объединений, в изучении причин различий в использовании
производственных ресурсов, в выявлении резервов дальнейшего повышения
эффективности производства. В .отличие от внутриза анализа
межзаводский анализ позволяет обобщить опыт нескольких предприятий,
распространить передовой опыт на срав предприятия.
На основе его данных объективно оцениваются как плановые задания предприятий, так и достигнутые ими результаты. Содержание сравнительного анализа работы предприятий определяется целью и
объектами исследования. Объектами анализа являются результаты работы
производственных объединений, предприятий, производств, цехов, участков,
рабочих мест, сравниваются явления, процессы, объекты одного уровня
(предприятия, цехи, продукция), одного содержания (труд, техника, технология, организация), одной размерности (крупное, среднее, мелкое производство), одни и те же параметры и показатели (производительность труда, производственная мощность, себестоимость продукции).
В зависимости от характеристики объектов сравнений, выпуска продукции,
размера и типа производства может быть про полный анализ, охватывающий
все стороны работы, или анализ. Основными условиями сопоставимости данных являются: соблюдение качественной однородности сравниваемых показателей , единство методики расчета показателей (например, обес однородности затрат, включаемых в себестоимость про); применение единых измерителей продукции (использование единых цен на материалы и продукцию и т. д.), одинаковые гео условия и расположение по отношению к поставщикам материалов и техники и потребителям готовой продукции; одинаковое количество рабочих дней в сравниваемых периодах. В процессе сравнительного анализа выявляются причины раз одних и тех же показателей, факторы, зависящие и не зависящие от предприятий, с тем, чтобы повысить объективность условий сравнения. Проведение межзаводского экономического анализа включает такие основные этапы: выбор предприятий и объектов сравнения; определение степени сопоставимости и круга сравниваемых показателей;