Основные задачи ценообразования
Обеспечение выживаемости предприятия. Эта задача выходит на первый план в условиях конкуренции или резко меняющихся потребностей покупателей. Стратегия предприятия в таких условиях- снижение цены на продукцию.
Максимизация текущей прибыли. Применяется теми предприятиями, для которых текущие финансовые показатели важнее долговременных. Предприятие оценивает спрос и издержки производства применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности, максимальное возмещение затрат.
Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Связано с долговременной стратегией фирмы, поэтому ее придерживаются те, которые уверены в высоком спросе на свою продукцию. При этом первоначальная цена на поставляемый товар может быть ниже цены конкурентов. Как правило, при снижении цены доля рынка увеличивается.
Завоевание лидерства по показателям качества. Предприятие, решившее делать ставку на качество своих товаров, несет большие издержки, связанные с поведением научно-исследовательских и конструктивных работ, но и цены, как правило, устанавливают более высокие, чем цены конкурентов.
Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются: экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий, коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, содействие и защита договорных отношений, наличие конкурентной среды и предложение уравновешивается посредством цены.