Анализ себестоимости реализованной продукции

Себестоимость продукции – это затраты на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия. Задачи анализа себестоимости продукции:

оценка обеспеченности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат

установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости

определение факторов повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических задач от плановых

анализ себестоимости отдельных видов продукции

выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции направлен не выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимость продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

При планировании и анализе экономии от снижения себестоимости продукции рассчитывают экономию по следующим группам факторов:

- повышение технического уровня производства

- улучшение организации производства и труда

- изменение объема, структуры производства

- развитие производства

Уменьшение себестоимости продукции можно добиться снижая затраты по статьям калькуляции.

Источники информации при анализе себестоимости продукции являются формы квартальной и годовой отчетности.

Таблица 6. Анализ себестоимости продукции

Показатели

Январь

Февраль

Отклонения

+, -

Темп роста, %

Затраты на производство и реализация

продукции, тыс. руб.

2338,8

2362,3

+23,5

101,00

Количество реализованной продукции, штук

389

367

-22

94,34

Средняя себестоимость единицы продукции, руб.

6012,34

6436,78

+424,44

107,06

ТрКП = 94,34 %

ТрС/С = 101,00 %

При снижении количества продукции на 5,66 %, затраты на производство и реализацию увеличились на 1 %. Это могло произойти за счет повышения цен и тарифов на ресурсы и нерационального использования ресурсов. Предприятию следует установить те причины, по которым себестоимость увеличилась и в дальнейшем стремиться понижать ее.

З = КП х С ед. пр-ции

З0 = 2338800

ЗУСЛ. = КП1 х с0 = 367 х 6012,34 = 2206528,78

З1 = КП1 х с1 = 367 х 6436,78 = 2362298,26

DЗКП = 2206528,78 – 2338800 = -132271,22

DЗС = 2362298,26 – 2206528,78 = 155769,48

DЗОБЩ = -132271,22 + 155769,48 = 23498,26 руб. = 23,50 тыс. руб.

Затраты на производство и реализацию продукции увеличились на

23,5 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения себестоимости единицы продукции, затраты увеличились на 132,27 тыс. руб. более значительно на повышение затрат повлияло увеличение себестоимости единицы продукции.

Возможные причины изменения себестоимости единицы продукции:

- изменение цены на ресурсы

- нерациональное использование ресурсов или наоборот более экономного их использования.

Таблица 7. Анализ калькуляции себестоимости единицы продукции

Показатели

Всего затрат, тыс. руб.

Себестоимость единицы продукции

Отклонение на единицу продукции

+, -

январь

февраль

январь

февраль

в руб.

в %

Количество реализованной продукции, штук

389

367

х

х

х

х

Затраты всего

2338,8

2362,3

6012,34

6436,78

+424,44

107,06

в том числе

а) материалы

891,6

873,2

2292,0

2379,29

+87,29

103,81

б) оплата труда

472,9

436,5

1215,68

1189,37

-26,31

97,84

в) содержание оборудования

231,4

259,6

594,86

707,36

+112,5

118,91

г)общехозяйственные расходы

514,6

536,7

1322,91

1462,40

+139,49

110,54

Производственна себестоимость

2110,5

2106,0

5425,45

5738,42

+312,97

105,77

д) коммерческие расходы

228,3

256,3

586,89

698,36

+111,47

119,0

Полная себестоимость

2338,8

2362,3

6012,34

6436,78

+424,44

107,06

Перейти на страницу: 1 2