Заключение
Итак, в краткосрочной перспективе потери от внешнеторговой либерализации будут неизбежны и достаточно существенны. На этот период приходится действие отраслевых факторов снижения занятости в импортно-ориентированных отраслях, а также издержек межотраслевого перетока факторов производства. В то же время в краткосрочной перспективе будет проявляться и ряд выгод от присоединения к этой организации, прежде всего за счет роста иностранных инвестиций в Россию. Однако с течением времени общий баланс выгод и потерь России будет все больше складываться в ее пользу.
В этой связи представляются следующие обязательные меры и действия со стороны государства:
1. Срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей и как инструмента для переговоров и условий вступления в ВТО.
2. Достройка и ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта (без чего страна столкнется в ВТО с фактической асимметрией выгод и обязательств), в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров. Это же касается и мер поддержки российского аграрного сектора.
3. Создание механизмов временной государственной поддержки предприятий и регионов, особо пострадающих от резко возросшего импорта.
4. Создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.п.), с целью эффективного использования ими возможностей ВТО в международной конкуренции.
5. Подготовка специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата.
6. Постоянный мониторинг не только отдельных дискриминационных мер со стороны основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих стран.
Важно отметить и тот факт, что чаще всего результаты переговоров со странами-участницами ВТО не выносятся на обсуждение научной и деловой общественности, что делает любые оценки неполные и априорные. Тем более, что эти переговоры отнюдь не связаны с взаимовыгодностью; больше того, участники переговоров, с которыми ещё не подписаны итоговые документы, не стесняются выдвигать всё новые условия, требовать уступок в свою пользу. И хотя официальные круги сохраняют определенный оптимизм в отношении завершения переговоров в недалекой перспективе (конец 2009 – начало 2010 гг.), их конечные результаты всё ещё не ясны, как и последствия, если их рассматривать в комплексе и применительно к конкретным условиям присоединения.
Таким образом, следует осторожно подходить к переговорному процессу о вступлении России к ВТО, необходимо обращать внимание на все тонкости экономических правил и отношений. Ведь умело применяя свои возможности, правила ВТО, можно успешно реализовать национальные экономические цели. Надо иметь в виду, что Всемирная торговая организация сама по себе ни хороша и ни плоха. Она представляет собой инструмент, эффективность которого зависит от умения пользователя обращаться с ним.