Внешнеторговая либерализация в сфере услуг
Хотелось бы ещё раз напомнить, что подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Как уже отмечалось, можно при переговорах о вступлении добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня развития. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.
К настоящему времени различные виды услуг либерализированы в мировой торговле в разной степени, и различные группы стран также по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Но фактически в большинстве стран-членов ВТО изъятия из национального режима или даже режима наибольшего благоприятствования (РНБ) сохраняются. Естественно, что в наибольшей степени заинтересованы в либерализации рынка услуг развитые государства и ТНК, обладающие в данной области наибольшими возможностями.
К числу наиболее открытых отраслей в международной торговле услугами относится туризм. Уже в конце 90-х гг. были заключены соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что также может привести к снижению стоимости страхования и кредита. Однако именно либерализация рынка финансовых услуг остается одной из наиболее сложных проблем либерализации международной торговли услугами.
С учетом отмеченных обстоятельств заслуживает положительной оценки принятие в 2003 г. и последующая реализация Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ, адаптированного к требованиям соглашений, действующих в рамках ВТО. Важно, что в данном законе предусмотрены все основные способы осуществления внешней торговли услугами, зафиксированные в ГАТС.
В нем вполне обоснованно было предусмотрено и положение о национальном режиме в отношении внешней торговли услугами, т.е. положение о том, что иностранным исполнителям услуг может быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами.
Кроме того, в данном законе было зафиксировано важное положение о том, что в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, в России могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для выполнения международных обязательств РФ; для обеспечения обороны страны и безопасности государства; для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг. Также могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если они направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и (или) способов оказания услуг; являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям данного Федерального закона нормативных правовых актов РФ. Таким образом, в законе предусмотрены важные защитные меры в области международной торговли услугами.
При принятии данного закона отечественные законодатели стремились в максимальной степени учесть положения ГАТС, что имеет огромное значение в связи с потенциальным вступлением РФ в ВТО. Однако к числу международных актов, связанных с регулированием международной торговли услугами, относится и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестирования в сферу услуг). Эти соглашения также должны быть учтены отечественными законодателями, а также членами российской делегации, ведущей переговоры о вступлении в ВТО.