Заключение
Таким образом, рассмотрение и анализ форм и путей финансового оздоровления экономики государства позволяет заключить следующее. В Республике Беларусь наиболее эффективны и действуют следующие современные формы финансового оздоровления:
1. Создание финансово-промышленных групп.
2. Институт банкротства как инструмент государственного регулирования экономики.
3. Финансовый рынок.
4. Свободные экономические зоны.
В настоящее время институт банкротства в Республике Беларусь развивается. Он основывается на стремлении удовлетворить интересы кредиторов посредством преимущественно не ликвидационных, а реорганизационных и оздоровительных процедур в отношении должника. Это соответствует целям, стоящим перед национальной экономикой. В Республике Беларусь осуществляется достаточная финансовая поддержка государством реализации процедур банкротства: ежегодно в республиканских и местных бюджетах предусматриваются средства для осуществления реорганизационных и оздоровительных процедур. Это позволяет превратить институт банкротства в инструмент укрепления национальной экономики, ее реструктуризации и оздоровления.
Реструктуризация организационно-правового устройства важнейших хозяйственных комплексов РБ посредством создания на их основе финансово-промышленных групп напрямую связана с перспективами их финансового оздоровления. ФПГ могут иметь статус международных и объединять технологически родственные предприятия нескольких государств (примером является холдинг «Атлант-М»).
Развитие финансового рынка в Республике Беларусь позволит решить ряд экономических проблем: формирование эффективной структуры производства, безынфляционное покрытие дефицита государственного бюджета путем выпуска государственных кратко и долгосрочных облигаций, рыночное финансирование инвестиционных программ предприятий, хеджирование финансовых рисков инвестиций, упрощение и ускорение расчетов при использовании векселей.
Рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее. Мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.
Развитие СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, связанные с функционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:
1. Все еще достаточно сложным и многостадийным остается процесс
регистрации резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.
2. Привлечению иностранного капитала препятствуют необработанность нормативно-законодательной базы в отношении сертификации продукции, ценообразования, таможенного и валютного регулирования, а также несогласованность нормативных актов по РБ и по действующим в СЭЗ.
3. Активизации привлечения инвестиций препятствуют также низкий уровень использования имеющегося научного потенциала, слабое развитие высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, отсутствие развитой деловой и производственной инфраструктуры (дорожной, энергетической сети, банков, связи, сервисного обслуживания), отвечающей мировым стандартам.
4. Эффективное управление зонами требует четко налаженной информационной базы, включающей систему показателей и дающей комплексную характеристику деятельности СЭЗ.
5. Для повышения престижности влияния на поведение инвесторов необходимо наряду с формированием и совершенствованием правовой базы для их успешного и эффективного функционирования разработать государственную программу создания и развития СЭЗ на территории Республики Беларусь с указанием перечня создаваемых зон, определением задач и целей, этапов становления, приоритетных отраслей, объемов инвестиций и источников их привлечения. Она должна предусматривать конкретные меры по повышению привлекательности зон для широкого круга инвесторов, снижению рисков инвестирования конкретных проектов. Это в свою очередь позволит снизить негативные оценки инвестиционной привлекательности Беларуси. Именно через СЭЗ может быть повышен рейтинг Беларуси среди иностранных инвесторов.