Заключение

Таким образом, рассмотрение и анализ форм и путей финансового оздоровления экономики государства позволяет заключить следующее. В Республике Беларусь наиболее эффективны и действуют следующие современные формы финансового оздоровления:

1. Создание финансово-промышленных групп.

2. Институт банкротства как инструмент государственного регулирования экономики.

3. Финансовый рынок.

4. Свободные экономические зоны.

В настоящее время институт банкротства в Республике Беларусь развивается. Он основывается на стремлении удовлетворить интересы кредиторов посредством преимущественно не ликвидационных, а реорганизационных и оздоровительных процедур в отношении должника. Это соответствует целям, стоящим перед национальной экономикой. В Республике Беларусь осуществляется достаточная финансовая поддержка государством реализации процедур банкротства: ежегодно в республиканских и местных бюджетах предусматриваются средства для осуществления реорганизационных и оздоровительных процедур. Это позволяет превратить институт банкротства в инструмент укрепления национальной экономики, ее реструктуризации и оздоровления.

Реструктуризация организационно-правового устройства важнейших хозяйственных комплексов РБ посредством создания на их основе финансово-промышленных групп напрямую связана с перспективами их финансового оздоровления. ФПГ могут иметь статус международных и объединять технологически родственные предприятия нескольких государств (примером является холдинг «Атлант-М»).

Развитие финансового рынка в Республике Беларусь позволит решить ряд экономических проблем: формирование эффективной структу­ры производства, безынфляционное покрытие дефицита госу­дарственного бюджета путем выпуска государственных кратко и долгосрочных облигаций, рыночное финансирование инвес­тиционных программ предприятий, хеджирование финансо­вых рисков инвестиций, упрощение и ускорение расчетов при использовании векселей.

Рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных эко­номических зон позволяет заключить следующее. Мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и разви­тие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

Развитие СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, связанные с функционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:

1. Все еще достаточно сложным и многоста­дийным остается процесс

регистрации резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.

2. Привлечению иностранного капитала пре­пятствуют необработанность нормативно-законо­дательной базы в отношении сертификации продукции, ценообразования, таможенного и валют­ного регулирования, а также несогласованность нормативных актов по РБ и по действующим в СЭЗ.

3. Активизации привлечения инвестиций пре­пятствуют также низкий уровень использования имеющегося научного потенциала, слабое разви­тие высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, отсутствие развитой деловой и про­изводственной инфраструктуры (дорожной, энер­гетической сети, банков, связи, сервисного обслу­живания), отвечающей мировым стандартам.

4. Эффективное управление зонами требует четко налаженной информационной базы, вклю­чающей систему показателей и дающей комплек­сную характеристику деятельности СЭЗ.

5. Для повышения престижности влияния на пове­дение инвесторов необходимо наряду с форми­рованием и совершенствованием правовой базы для их успешного и эффективного функ­ционирования разработать государственную программу создания и развития СЭЗ на терри­тории Республики Беларусь с указанием переч­ня создаваемых зон, определением задач и це­лей, этапов становления, приоритетных отрас­лей, объемов инвестиций и источников их привлечения. Она должна предусматривать конкретные меры по повышению привлекатель­ности зон для широкого круга инвесторов, сни­жению рисков инвестирования конкретных проектов. Это в свою очередь позволит снизить негативные оценки инвестиционной привлека­тельности Беларуси. Именно через СЭЗ может быть повышен рейтинг Беларуси среди иност­ранных инвесторов.

Перейти на страницу: 1 2