Институт банкротства как форма финансового оздоровления экономики
Финансовая несостоятельность и банкротство являются результатом кризиса взаимных неплатежей, и одним из решающих факторов, дестабилизирующих работу всех отраслей и предприятий и определяющих темпы снижения объемов производства государства в переходный период.
Начало перехода государства к рыночной экономике обусловливает необходимость разработки законодательной и финансовой основы и задействования практического механизма осуществления банкротств предприятий. Согласно мировому опыту, банкротства – атрибут рыночного хозяйствования.
Понятие «несостоятельность (банкротство)» указывает на неспособность удовлетворения требований кредиторов на оплату товаров (работ и услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм, также является признаком несостоятельности предприятия.
Надо отметить, что не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о признании предприятия-должника банкротом. Обычно во внимание принимается лишь такая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника.
Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии решения арбитражного суда либо когда прошло процедуру добровольной ликвидации. Законодательство о банкротстве не ограничивается лишь ликвидационными процедурами. Определенное место в нем отводится процедурам реорганизационным, включающим внешнее управление и санацию (оздоровление). Внешнее управление имуществом должника – это процедура, направленная на продолжение деятельности данного предприятия. Санация предприятия-должника сопровождается оказанием финансовой помощи данному предприятию кредитором или иным лицом. Этот вариант призван обеспечить предприятию возможность нормального функционирования за счет реструктуризации и финансового оздоровления.
Принципиально новым является участие государства в управлении предприятиями-банкротами. В доперестроечный период предприятий-банкротов не было. Были планово-убыточные и низкорентабельные предприятия, продукция которых находила сбыт.
Государство должно отдавать приоритет интересам кредиторов. В результате реализации дел о несостоятельности (банкротстве) кредитор должен иметь преимущественную возможность получения средств, которые он вложил в обанкротившееся предприятие.
Для этого необходимо уменьшить влияние органов государственного управления на принятие соответствующих решений о банкротстве, взяв за основу демократический подход: либо хозяйствующие субъекты договариваются о проведении процедур друг с другом, либо обращаются для решения спорных вопросов в арбитражный суд.
Необходимо всеми доступными средствами добиваться сохранения бизнеса на предприятиях, причем методы здесь могут использоваться самые различные: диверсификация, реструктурирование капитала предприятия-должника, выделение нескольких самостоятельных очагов бизнеса и др.
В целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий разрабатываются положения о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств республиканского бюджета, отраслевых и неотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий. В этих же целях неплатежеспособным предприятиям оказывается государственная поддержка с обязательным контролем за расходованием выделенных средств. Государственное финансирование может быть на возвратной или безвозвратной основе.
Возможны варианты, когда государство не способно эффективно выполнять роль собственника по отношению к данному предприятию и не имеет необходимых финансовых источников для восстановления его платежеспособности (т.е. для погашения долгов предприятия), тогда оно должно продать его новому собственнику, который возьмет на себя эти государственные долги. При этом производство должно сохраняться, а бизнес будет продолжать функционировать. Если же продажа по тем или иным причинам все-таки исключается, целесообразно принимать решение о немедленном преобразовании этого предприятия в акционерное общество с закреплением за государством контрольного пакета акций и продажей остальной части акций инвесторам, согласным их купить, погасив при этом долги данного предприятия. Подобный подход представляется целесообразным прежде всего потому, что дает наибольшие шансы сохранить в народном хозяйстве функционирующие производственные единицы, выпускающие конечную продукцию, дающие прибыль и соответствующие отчисления в бюджет.