Специализация производительного труда
Повышение уровня специализации используемого труда становится возможным по мере роста размеров предприятия. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, тот же самый рабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.
Специализация управленческого труда.
Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Расширение масштаба операций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете, специализация управленческого труда приведет к повышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции.
Эффективное использование капитала.
Мелкие фирмы неспособны воспользоваться наиболее эффективным с технологической точки зрения производственным оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.
Производство побочных продуктов.
Организатор крупномасштабного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.
Все эти технологические факторы будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производителем, который окажется способным расширить масштабы своих операций. Иными словами, увеличение количества всех вовлеченных в производство ресурсов, скажем, на 10% приведет к более чем пропорциональному росту объема производства — например, на 20% ; необходимым результатом будет снижение средних общих издержек (ATC).
Объяснима ли рыночная концентрация экономией, обусловленной ростом масштабов производства?
Некоторые считают, что высокий уровень промышленной концентрации — господство на том или ином рынке всего нескольких фирм — полностью оправдан существованием положительного эффекта масштаба. И действительно, в большинстве случаев существующий уровень промышленной концентрации оправдан эффектом масштаба.
Минимальный эффективный размер (МЭР), т.е. наименьший размер предприятия, обеспечивающий минимизацию издержек производства на единицу продукции, был вычислен применительно к целому ряду отраслей промышленности. Выясняется, что всего в нескольких отраслях — при производстве дизельных двигателей, турбогенераторов, электромоторов и холодильников — определенный уровень концентрации является необходимым для реализации эффекта масштаба. В большинстве же отраслей минимальные эффективные размеры предприятия оказываются весьма небольшими по сравнению с величиной внутреннего рынка каждого продукта. Это означает, что положительный эффект масштаба не может служить основанием для установления высокого уровня концентрации (олигополии, например) в большинстве отраслей.
К анализу следует привлечь еще несколько факторов. Мы рассуждали об экономии, обусловленной ростом масштабов производства, исключительно в производственной сфере. Между тем существование фирм, владеющих несколькими предприятиями, может быть оправдано на основании иных — внепроизводственных выгод. К примеру, крупная «многозаводская» фирма может: 1) иметь возможность сэкономить на содержании аппарата управления, используя одних и тех же бухгалтеров, юристов и финансистов для обслуживания всех своих предприятий и 2) обеспечить себе экономию в сфере рекламы, мобилизации денежного капитала и сбыта продукции. Однако могут быть и некоторые экономические потери, связанные с отдельными аспектами функционирования «многозаводских» фирм. Так или иначе, с учетом всех этих факторов, общий вывод гласит, что существующий уровень концентрации во многих отраслях не может быть оправдан экономией, обусловленной только ростом масштабов производства.