Принятие предпринимательского решения: типы предпринимательских решений
На четвертом этапе должна быть проведена экспертная оценка выполненных расчетов с определением экономической эффективности предлагаемого проекта, т.е. делается его технико–экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО и ее разработка достаточно трудоемкая работа, которую необходимо делать с применением компьютера. ТЭО включает несколько таблиц о наиболее важных показателей, например, прибыль, чистая прибыль, уровень рентабельности, срок окупаемости инвестиций. ТЭО является основой бизнес-плана предприятия и позволяет предпринимателям аргументировано убедить партнеров, спонсоров, банкиров и инвесторов в том, что его проект позволяет эффективно вложить средства и получить необходимую прибыль.
Под сферой принятия предпринимательских решений следует понимать совокупность факторов, влияющих на их принятие. Они имеют пространственные, организационные, юридические и временные границы.
Данную сферу целесообразно структурировать, разделив на внутреннюю и внешнюю среду.
Внутренняя среда – это пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя. Она сегментирована. Составляющие ее сегменты носят название внутренних переменных. Если предприниматель представляет фирму, то все факторы будут ее внутренней средой. Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие элементы. Четкое представление о внутренни переменных – важный элемент деятельности предпринимателя. Важнейшая внутренняя переменная – это цель фирмы. Она должна иметь количественные характеристики. Например, цель фирмы –производство одежды определенного назначения или определенных моделей в конкретном объеме. Вторая внутренняя переменная – технология производства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы. Третья внутренняя переменная – организационная структура фирмы. Зная цель и технологию производства можно определить структурные подразделения, необходимые для создания оптимальных условий в достижении наибольшего экономического эффекта и повышение управляемости процесса производства. Четвертая переменная – штатное расписание. Это определение в каждом элементе структуры рабочих мест и должностей в их количественном и качественном аспектах.
Пятая внутренняя переменная – это персонал (работники, которые займут рабочие места). Следует отметить еще два элемента, которые не являются «чисто» внутренними. Они выполняют связующие функции между внутренней и внешней средами. Этими элементами являются результат производства и рыночный сигнал. Рыночный сигнал – практически внешний фактор, он обеспечивает обратную связь (реакция потребителя на товар).
Внешняя среда – структурно-пространственное окружение фирмы. Фирма представляет открытую систему. Внешняя среда – совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской структуры. Данные факторы не однородны, они оказывают прямое и косвенное воздействие.
Факторы прямого воздействия:
1. Государственные органы и их предписания и законы;
2. партнеры и партнерские связи. Этот фактор меньшей
силы, так как его можно менять по своему усмотрению
(договоры с поставщиками);
3. источники силового давления (рэкет, вымогатели,
взяточники). Предпринимателю приходится
«подстраиваться» под этот фактор;
4. конкуренты. Их поведение обязательно учитывается в
деятельности предпринимателя;
5. имидж фирмы. Это представление о ней во внешней среде;
6. профсоюзы. В российской действительности они пока не
нашли своего места, но в целом их роль в других странах
очень важна.
Факторы косвенного воздействия – те, которые оказывают влияние