Проектирование организационно-технических мероприятий роста производительности труда
структура – организационная, юридическая, финансовая и т.д.;
бизнес-процессы (как способ реализации функций системы);
системы менеджмента (механизмы, регулирующие бизнес-процессы в организации, и способы взаимодействия структурных элементов) – системы внутрифирменного планирования и контроля, мотивации, управления качеством, внутрифирменная нормативная база и т.д.
«Реинжиниринг бизнес-процессов» (РБП или англ. BPR – business process reengineering) представляет радикальную перестройку деловых (бизнес) - процессов для значительного улучшения показателей работы действующих бизнес-организаций. Реинжиниринг бизнес-процессов является составной частью и инструментом организационного инжиниринга и направлен на создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов, часто без учета того, что было ранее на предприятии.
Организационное проектирование является неотъемлемой функцией организации производственной системы, обеспечивающей ее постоянное развитие и совершенствование. «Организационное проектирование как функция организации состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности» /13/.
Объектом организационного проектирования является производственная организационная система, а предметом – комплексное моделирование организационной системы /18/.
Л.С. Пузыревский определяет организационное проектирование предприятия как моделирование организационной системы, осуществляемое либо перед строительством, либо накануне значительных организационных преобразований действующего объединения, предприятия /18/, и выделяет следующие задачи:
1) подобрать элементы системы в количественном и качественном отношениях;
2) разместить элементы в пространстве;
3) установить структуру системы как горизонтальную (технологическую), так и вертикальную (управляющую);
4) разработать регламент процессов, происходящих в системе;
5) установить характер информационных взаимосвязей элементов системы;
6) спроектировать технологию управленческих процессов.
Авторы работы /2/ считают, что в процессе организационного проектирования осуществляется решение следующих задач:
разделение труда и специализация;
депертаментализация и кооперация;
связи между частями и координация;
масштаб управляемости и контроля;
иерархия организации и ее звенность;
распределение полномочий и ответственности;
централизация и децентрализация;
дифференциация и децентрализация;
дифференциация и интеграция.
На наш взгляд, проектирование конкретной производственной системы или её подсистем включает в себя решение следующих основных задач:
1) определение состава элементов системы (подсистемы) в количественном и качественном отношении и их размещение в пространстве, т.е. формирование производственных структур;
2) разработка регламентов организационных процессов, происходящих в системе, и создание комплекса организационно-плановых документов, содержащих основные положения этих регламентов;
3) определение характера информационных взаимосвязей элементов системы, формирование структуры документооборота и создание информационного обеспечения организации производства;
4) разработка нормативной базы организации производства, труда и управления для конкретных производственных систем (подсистем);
5) установление экономических отношений между участниками производственного процесса – подразделениями или отдельными исполнителями.
Необходимость совершенствования организационной системы вызывается целым рядом причин: