Проблемы налогообложения
Проблемы налогового законодательства. Следует отметить проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.
К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений.
В налоговом кодексе любая неясность заведомо обращена в пользу одной стороны – налогоплательщика.
Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства.
Т. е. в настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.
Проблема неплатежей. Очень сложной является проблема неплатежей налогов (недоимки). Одной из причин, способствовавших значительному росту неплатежей, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.
В этом году не мало предприятий в России подали заявление на получение права на реструктуризацию. Реструктуризация позволит предприятиям рассрочить выплату задолженности на 6 лет, а в последующие 4 года – рассчитаться с задолженностью по штрафам и пеням, стимулируются досрочные платежи.
К примеру, если задолженность по налогам будет погашена не за 6, а за 4 года, то штрафы и пени автоматически списываются. Налоговым органом может быть принято решение и о прекращении рассрочки, если предприятие не заплатит текущие платежи в бюджет или не выполнит график погашения недоимок.
По предварительному анализу в стране немало предприятий, которые не выдержат условий реструктуризации, поскольку не смогут платить текущие налоги. Поэтому сейчас трудно судить какой процент недоимок будет реструктурирован, но тем не менее польза от этой очевидна.
Необходимо создавать налоговую систему, дружественную налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были, и он не уводил их в тень. Вместе с тем пришло время повышать доходы беднейших слоёв населения страны. Официальная статистика свидетельствует, что 38% населения страны или 57 млн. человек, имеют сегодня доходы ниже прожиточного уровня. А это реальная угроза гибели этноса страны, её экономики, политического строя и вообще России, как суверенного государства.
Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства, а также нормативных актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий.
Трудности механизма налогообложения. Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.