Введение

Интернационализация и глобализация, являющиеся современными тенденциями мирового экономического развития, приводят к интенсификации международного экономического сотрудничества, к росту экономической взаимосвязи государств, в том числе через торговлю услугами.

Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы.

Технический и технологический прогресс в транспортной, компьютерной и телекоммуникационных отраслях, включая развитие сети Интернет и электронной коммерции, особенно актуализирует участие национальных экономик в международной торговле услугами. Экономика, в которой ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной, имеющей перспективы роста. Такой тип экономического развития характерен для развитых стран-лидеров мирового сообщества, в которых поступления от торговли услугами являются главной статьей доходов и занимают наибольший удельный вес в ВВП этих стран. Отсюда следует, что развитие сферы услуг – критерий экономического роста и благосостояния страны. Под воздействием ряда объективных факторов в последние десятилетия происходит увеличение её объемов, усиление конкуренции, борьба за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг. Россия пока проигрывает в данной конкурентной борьбе. На мировом рынке услуг она занимает позиции, не соответствующие её экономическому потенциалу.

В настоящее время на международную торговлю услугами приходится 20% всей мировой торговли. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий.

Экономические реформы, проводимые в стране, углубление интеграции России в мировую экономику остро ставят вопрос о повышении конкурентоспособности отечественных услуг, что невозможно без переориентации экономики на высокотехнологичные, инновационные отрасли и ухода от ресурсоемкого типа воспроизводства, исторически сложившегося в нашей стране.

Перед Россией на сегодняшний день стоит задача расширения присутствия на мировых рынках услуг путем усиления позиций отечественных экспортеров традиционных услуг и опережающего развития экспорта высокотехнологичных видов. Поэтому теоретическое, методологическое и практическое осмысление опыта развития мирового рынка услуг, выработка предложений по диверсификации российского экспорта услуг с учетом тенденций развития мирового рынка и предстоящего присоединения России к ВТО имеют важное значение для экономического развития страны.

В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта, в том числе, за счет увеличения доли экспорта услуг. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Целью работы является изучение особенностей мировой торговли услугами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть понятие и значение мировой торговли услугами, 2. Рассмотреть особенности регулирования мировой торговли услугами, 3. Рассмотреть положение России на мировом рынке услуг.