Заключение
В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в Республике Беларусь в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Опыт развития малого бизнеса во многих странах с рыночной экономикой показывает, что малый и средний бизнес занимает важное место в социальной и экономической жизни.
Этот вид бизнеса играет ведущую роль. Он постоянно создаёт новые рабочие места, вносит свой вклад в увеличение конкурентоспособности, обладает значительным инновационным потенциалом и играет ведущую роль в формировании рыночной экономики.
Для мелких и средних фирм, характерны, по сравнению с крупными компаниями, гибкость и заинтересованность в обеспечении успешного маркетинга выпускаемой продукции. Малые структуры способствуют не только внедрению нововведений, но и росту производительности труда. Именно малый бизнес позволяет стабильно развиваться экономике, прежде всего, обеспечивая относительно высокий уровень занятости. Достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса. Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в Беларуси. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности.
Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, нужна государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Таким образом, развитие малого предпринимательства в РБ способствует решению таких задач, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, занятость и самозанятость населения, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование стабилизирующего общества среднего класса, реализации ряда конкретных мер стратегического и оперативного характера в области ресурсного обеспечения.
Существует необходимость выработки и принятия комплекса мер по устранению факторов, препятствующих развитию предпринимательства вообще и малых производственных предприятий в частности, обеспечению реальной государственной поддержки наиболее перспективных направлений бизнеса, объективно требующих значительных объемов стартового капитала, однако способных не только стабилизировать ситуацию на рынке труда, товаров и услуг, но и постепенно формировать новый экспортный профиль страны.
Малые предприятия из-за менее благоприятных условий хозяйствования по сравнению с крупными характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а, следовательно, нуждаются в содействии со стороны государства, особенно в начале своей деятельности.
Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер организационного, финансового и имущественного характера по созданию условий для динамичного количественного и качественного прогресса данного сектора, повышения роли его субъектов в социально-экономическом развитии страны.
Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» определил следующие ее направления: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса; создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям; введение упрощенной системы регистрации, налогообложения; поддержка внешнеэкономической деятельности; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства; реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства; организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.