Заключение

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприя­тий, сочетающий меры денежно-кредитной и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной и социальной политики.

Ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.

Политика Банка России по вопросу обяза­тельного резервирования должна быть направлена на приближение к общеми­ровым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.

Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, чтобы она не сдерживала коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а стимулировала расширение кредитования реального сектора экономики.

Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на дина­мику роста цен, должны наконец занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купон­ные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличива­лись бы на величину изменения индекса потребительских цен.

В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональ­ную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функци­ональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать указанные задачи.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть, порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только, во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

Перейти на страницу: 1 2