Операции на открытом рынке
Политика открытого рынка — купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. ЦБ, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля. При продаже или покупке ценных бумаг ЦБ пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить кредитные возможности по отношению к экономике и населению. Проводить эту политику ЦБ может двумя путями. Во-первых, он может изменять объем купли-продажи, уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, ЦБ может устанавливать процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги. [12]
Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе. В мировой практике можно выделить два их типа - защитные и динамические. Защитные направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов. Динамичные операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста.
Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, Центральным банком России используются незначительно [2].
В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.