Мультипликатор
Понятие «мультипликатор» было введено в экономическую теорию в 1931 г. экономистом Р. Канном. Он обратил внимание, что государственные затраты на организацию общественных работ, проводимые администрацией Рузвельта для сокращения безработицы, привели к мультипликативному эффекту занятости – появлению не только первичной занятости, но и вторичной, третичной и т. д. В итоге первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.
Дж. Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта, который заключается в следующем. Прежде всего происхождение эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (МРС). Предельная склонность к потреблению определяет поведение потребителей таким образом, ч то в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в такой же пропорции. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций. Так, если величина плановых инвестиций падает в первом цикле на 100 млн. ден. ед., то следствием этого является сокращение доходов работающих в строительстве, которые в соответствии с предельной склонностью к потреблению, предположительно равной 0,75, сокращают объем расходов на собственное потребление на 75 млн. ден. ед. (второй цикл). На эту же сумму теряют доход те, кто обеспечивал строителей потребительскими благами. Соответственно и их потребление снижается на 0,75 или на 56 250 тыс. ден. ед. (75 млн. * 0,75). К тому времени, когда этот процесс повториться неопределенно большое количество раз (циклов), величина совокупных расходов (инвестиции плюс потребление) сократится на сумму, в четыре раза превосходящую первоначальное уменьшение инвестиций.
Таким образом, чем больше величина предельной склонности к потреблению, тем больше сокращение потребления в каждом цикле и выше значение мультипликатора, и наоборот. Следовательно, мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта от изменения инвестиций, или, как величина, обратная предельной склонности к потреблению.
Изменение ЧНП + Мультипликатор * Изменения в инвестициях
Мультипликатор = 1 : MPS, или
Мультипликатор = 1 : (1 - МРС).
Следовательно, модель мультипликатора позволяет определить при прочих равных условиях (неизменных налогах, условиях внешней торговли, ценах, заработной плате и т. п.) изменение ЧНП при том или ном изменении инвестиций.
Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где доходы одних экономических субъектов являются расходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережения сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая, хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.
Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению значения мультипликатора. Если, например, МРС = 0,9, то для того, чтобы ЧНП возрос на 100 млрд., достаточны 10-миллиардные инвестиции. Однако необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта – так называемый «парадокс бережливости». Суть его состоит в том, что любое экзогенное уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведет к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, то есть снижению ЧНП. Таким образом, парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к такому же или даже меньшему объему сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный вес (не столь) высокий уровень мультипликатора. [3]