Понятие рынка ценных бумаг
Участники рынка ценных бумаг обязаны ориентироваться в многообразии финансовых сделок и правильно отражать их в бухгалтерском учете.
Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка, прежде всего, специфическим характером своего товара. Ценная бумага – товар особого рода. Это одновременно и титул собственности и долговое обязательство, это право на получение дохода и обязательство этот доход выплачивать. Ценные бумаги являются проявлением фиктивного капитала – бумажного двойника реального капитала.
Цена фиктивного капитала определяется двумя обстоятельствами: соотношением спроса и предложения на капитал, величиной капитализированного дохода по ценным бумагам. Она прямо пропорциональна превышению спроса на капитал над его предложением и величине дохода от ценной бумаги и обратно пропорциональна превышению предложения капитала над его спросом и уровню нормы банковского процента в стране. Поэтому цена фиктивного капитала – это стоимостная рыночная категория, неизбежно подверженная частым колебаниям.
Рынок ценных бумаг – регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. Это относится, прежде всего, к процессу инвестирования капитала. Последний предполагает, что миграция капитала осуществляется в виде прилива его к местам необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей производства, где имеет его излишек. Механизм этого движения известен, растет спрос на какие-нибудь товары (услуги), соответственно растут их цены, растут прибыли от их производства, и в эти отрасли переходят свободные капиталы, покидая те отрасли производства, на продукцию которых спрос сокращается и которые становятся экономически менее эффективными. Ценные бумаги являются средством, обеспечивающим работу этого механизма, а фондовые биржи являются «сердцем» этого механизма, то есть на бирже основные массы временно свободного капитала, где бы он ни находился, через куплю-продажу «перебрасываются» в необходимом направлении. В результате возникает оптимальная структура общественного производства (не только по размещения капитала, но и по его размерам в отдельных отраслях и производствах) и создается бездефицитная экономика: общественное производство в основном соответствует общественному спросу. Потребности предприятий в дополнительном капитале могут быть связаны с различными обстоятельствами. Главные из них – создание новых и модернизация старых основных фондов, пополнение оборотных средств. Все эти потребности напрямую связаны с конъюнктурой рынка, изменения которой происходят в определенных временных рамках. Поэтому необходимые средства предприятия должны получать в течение определенного срока, то есть пока существует благоприятная для их функционирования рыночная конъюнктура. В России это сделать трудно – банковский кредит дорог, ограничен и носит короткий характер (1- 3 месяца), а рынок ценных бумаг (основной источник привлечения капитала в ряде развитых стран) развит недостаточно.
Основная проблема предприятия или фирмы в любой стране – где и как найти деньги на свое существование и развитие. Источников финансирования всего два. Это внутренние источники – амортизация и прибыль и внешние – финансовые средства, которые предприятие может заимствовать на рынке в виде банковского кредита или эмиссии акций и облигаций.
Опора на собственные силы, то есть прибыль и амортизационные отчисления, конечно, хороша, но как быть, если технологический цикл изделия несколько лет. К тому же сейчас в России неплатежи и темпы инфляции полностью закрывают для предприятия этот источник развития. Кредитование инвестиционных программ при существующих ставках коммерческого кредита губит любой проект буквально в зародыше. Не спасают положение, ни лизинговые (в виду отсутствия определенного опыта и недостаточности нормативной базы), ни вексельные кредиты, носящие краткосрочный характер (от 1 до 6 месяца), хотя они и более привлекательны для клиентов банков.