Государственное регулирование России
Впервые командное руководство экономикой возникло в разгар I мировой войны в 1916г. в Германии. В нашей стране административное управление хозяйством установлено в конце 1918г, когда началась гражданская война. 30ноября был создан Совет рабочей и крестьянской обороны. Была установлена трудовая повинность. Промышленность не выпускала товаров для населения. Главное управление Всероссийского Совета лишило предприятия всякой самостоятельности. В конце войны командное руководство стало ненужным и поэтому в начале 1921г. административная система была упразднена. Однако в конце 20 и начале 30 годов вновь произошло огосударствление экономики. Вся власть перешла к центральному государственному аппарату и вновь установилась тоталитарная система командования. В 20 годы выпуск продукции был невелик и можно было управлять (имелось 2 десятка предприятий). В начале 90-х годов индустрия выросла и уже имелось более 500 отраслей и более 45000 предприятий. Центральные плановые органы не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Госплан охватывал не более 5% всей экономики. В 1992году стало ясно, что необходимо уходить от командной системы, но какой тип макро регулятора выбрать? Выбор был сделан к либеральной рыночной экономике. «Весь расчет строился на том, что «невидимая рука» - свободный рынок – возьмет на себя бремя хозяйственного механизма».[3]
В 1993 году правительство Российской Федерации признало, что в итоге реформ государственные предприятия оказались неподконтрольными рынку, надо было наладить управляемость экономики. Для этого нужно: создать государственные и другие институты, которые усиливают управляемость национальной экономикой; восстановить управление в государственном секторе, в частности создать предприятия, подчиненные государству, перевести часть фирм на полный коммерческий расчет; сделать экономику социальною ориентированной, т.е. обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако реформы не дали положительного результата. В 1992-1995г. резко произошло падение уровня жизни народа. По уровню потребления населением продуктов, страна скатилась на 33года назад. В 1994году зарплата составляла 36% от уровня 1990года. Серьезной проблемой стало установление эффективных методов экономического регулирования. С самого начала экономических реформ стали применять методы регулирования, которые усиливали нестабильность экономики. Для покрытия большого бюджетного дефицита был введен огромный налог. Однако чрезмерно высокие темпы инфляции нанесли сильный удар по экономике. Необычайно высокие налоги подорвали нормальную заинтересованность предпринимателей в увеличении производства. В упомянутом ранее докладе Мирового банка «Государство в меняющемся мире» (1997г.) говорится, что Россия находится в группе стран с неэффективной и не вызывающей доверия ролью государства. Были установлены задачи: усилить государственное регулирование макроэкономики по ее управленческой вертикали; более широко применять экономические методы регулирования национального хозяйства; придать всему хозяйственному развитию социальную направленность.
К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецедентный по своим размерам и значимости переход от сверх централизованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам. Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации. К середине 1995 года закончился первый этап приватизации: ваучерная приватизация. На смену пришла приватизация денежная, то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами. Механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту выделяются приоритетные направления в государственной экономической политике. Государственная экономическая политика России – это остановка развала экономики, экономический рост, структурная перестройка экономики в пользу потребительского сектора и ресурсосбережения, проводимая преимущественно на основе использования наличных, недостаточно прогрессивных технологий инвестиционной сферы; переход к освоению высокотехнологических производств .
В кредитно - денежной политике основной задачей правительство России поставило борьбу с инфляцией. Для этого правительство с января 1995 года прекратило использовать прямые кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением некоторых пунктов. Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой Центрального банка по предоставлению кредитов коммерческим банкам. Для контроля за ростом денежной массы установлены предельные размеры чистых внутренних активов кредитно-денежных органов, а также предельные размеры чистых требований денежно - кредитных органов к федеральному и расширенному правительству. Кроме того, установлены целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов. Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы. Разработано в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство, регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков .