Введение
Рынок труда имеет свои характерные особенности. Это связано со спецификой товара, который продается и покупается на этом рынке. В отличие от других ресурсов (факторов производства) труд является функцией жизнедеятельности человека и неотделим от личности. Поэтому сам труд не может быть продан, и на «рынке труда» продаются и покупаются услуги труда. Важной особенностью рынка труда является большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке товаров контакт продавца и покупателя в большинстве случаев ограничивается передачей прав собственности, то есть крайне непродолжителен во времени, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся все то время, на которое заключен контракт. Надо также отметить, что большую роль на рынке труда играют неденежные факторы — престижность и сложность работы, условия труда и социальные гарантии и так далее.
Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза.
Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно, о чем писали многие ученые-экономисты.
Так же и проблема конкуренции на рынке труда актуальна в научном, практическом и образовательных аспектах, что определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, конкуренция является необходимым атрибутом рынка труда, одним из элементов его механизма. От масштабов, форм и методов конкуренции зависят как процессы развития данного рынка, так и качественно-количественные характеристики системы занятости. Это положение имеет особенное теоретическое и практическое значение для рыночных преобразований занятости.
Во-вторых, несмотря на глубокую научную проработанность проблемы конкуренции, специфика конкурентных отношений в сфере занятости выявлена слабо. Необходима разработка теоретических основ исследования конкуренции на рынке труда, позволяющих учесть специфику данного рынка в трансформируемой экономике.
В-третьих, отношения конкуренции вовлекается каждый индивид, выходящий на рынок труда, а его положение в трудовой сфере во многом зависит от умения правильно оценить конкурентную ситуацию на том или ином рыночном сегменте, выбрать адекватные для данной ситуации методы конкурентной борьбы и т.д. Это обусловливает целесообразность изучения теоретических основ конкурентных отношений в сфере занятости в рамках конкретных экономических дисциплин и доказывает актуальность темы исследования в образовательном аспекте.
В-четвертых, многообразие форм конкуренции на рынке труда определяет сложный характер отношений, складывающихся между его субъектами, которые преследуют неодинаковые цели и интересы, применяя для их реализации различные методы конкурентной борьбы, что порождает неоднозначность ее социально-экономических последствий.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в изучении спроса, предложения на конкурентном рынке труда, формирования и развития конкурентных отношений на рынке труда.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
-сформировать понятие рынка труда;
-определить типологию и структуру рынка труда;
-определить как формируется рынок труда;
-изучить функции рынка труда;
- определить сущность конкуренции на рынке труда;
Объектом исследования выступают конкурентный рынок труда и особенности его развития в современных условиях.
Предметом исследования являются экономические и институциональные отношения, возникающие на конкурентном рынке труда.