О совершенствовании государственной миграционной политики Российской Федерации
В последние два десятилетия и на перспективу миграция составляла и будет составлять важнейший ресурс и условие развития нашего государства. Однако признание и понимание этого важнейшего фактора обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности страны остаются на недостаточном уровне. В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения как реальных, так и гипотетических рисков. Хотя Россия остается страной, привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ, многие давние переселенцы до сих пор не могут обрести гражданство, а основная масса временных мигрантов составляет так называемую нелегальную (нерегулируемую) миграцию.
В правительстве РФ понимают, сколь остро стоит проблема миграции. Была одобрена подготовленная в недрах МВД миграционная концепция. В сентябре 2001 г. правительство рассмотрело концепцию демографического развития РФ до 2015 г. Она предусматривает: 1) привлечение иммигрантов в первую очередь из стран СНГ, 2) создание экономических условий для прекращения эмиграционного оттока и сохранения научного и творческого потенциала, 3) проведение комплекса мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ, 4) совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов [8].
Объемы регистрируемой иммиграции резко сократились по разным причинам, в том числе по причинам запретительного и дискриминационного характера, которыми отмечена российская миграционная политика последних лет. Это неминуемо приведет к экономической стагнации и к демографической деградации страны в ближайшие годы. Сверхэксплуатация, ксенофобия и насилие в отношении мигрантов, подавляющее большинство которых составляют жители стран бывшего СССР, негативно влияют на межгосударственные отношения в рамках СНГ и закладывают возможности для будущих конфликтов внутри страны.
Однако, находясь в столь сложной ситуации, Россия со своей стороны принимает усилия для решения вопросов борьбы с незаконной миграцией и регулирования внешней трудовой миграции.
Во-первых, сейчас проводится совершенствование системы лицензирования деятельности посреднических организаций, занимающихся зарубежным трудоустройством, вводятся нормы, обязывающие посреднические организации в необходимых случаях оказывать гражданам услуги по получению разрешений на работу, установленных законодательством принимающих государств. На очереди введение в уголовное законодательство ответственности за содействие в нелегальном трудоустройстве за границей.
Во-вторых, органы пограничного и иммиграционного контроля и органы правопорядка принимают меры по совершенствованию системы контроля данной категории лиц, стремятся найти способы и методы, которые позволяли бы не только выявлять незаконных иммигрантов на территории страны, но и заблаговременно вскрывать возможные маршруты их переброски, пособников и участников. Это направление деятельности позволило не пропустить в 2009 г. около 55 тыс. иммигрантов, пытавшихся пересечь государственную границу Российской Федерации с различными нарушениями.
В-третьих, Россия проводит подготовительные мероприятия по ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, а также Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.