Проблемы миграции в России
По данным ФПС России, за последние 5 лет количество задержанных на границе незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. В их числе оказались граждане более 30 государств, с которыми Россия не имеет общих границ. Сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в Россию иностранных граждан над количеством выехавших. Так, в 2008 г. в Российскую Федерацию въехали 21,2 млн иностранных граждан, выехали 17,9 млн. Это позволяет предположить, что часть иностранных граждан, въехавших в Россию на законных основаниях, остается на российской территории с нарушением установленных правил и переходит в категорию нелегальных мигрантов.
Большинство незаконных мигрантов являются гражданами Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, некоторых стран Африки, а также государств - участников СНГ, прежде всего из Закавказья и Средней Азии. Основные потоки незаконной миграции на въезд в Россию отмечаются на российско-монгольском, российско-казахстанском участках границы, в пунктах пропуска Московской воздушной зоны и г. Санкт-Петербурга. На выезд из России - российско-финляндском, российско-украинском участках границы, на границе со странами Балтии, в пунктах пропуска Московской воздушной зоны и г. Санкт-Петербурга [14, с. 31].
В 2009 г. удельный вес мигрантов, совершивших преступления на территории Российской Федерации, в общем числе выявленных преступников составил 7,5%.
Нарастающие потоки нелегальной миграции в Россию, использование ее территории в качестве транзитного канала незаконной миграции, превращение России в буферную зону и своеобразный отстойник для незаконных мигрантов создают потенциальную угрозу для стран Европейского Союза, несмотря на укрепление его внешних границ, а также границ стран Балтии, Украины и Польши.
Наиболее крупными импортерами российских работников в странах Европы были Кипр (9,5 тыс. чел.), Германия (3,9 тыс. чел.), Великобритания (3,9 тыс. чел.), Греция (3,5 тыс. чел.), Мальта (3,0 тыс. чел.), Норвегия (1,3 тыс. чел.) [9].
Трудовая миграция россиян в Европу развивается в сложных условиях современного этапа межгосударственной миграции, для которого характерны: кризис управления миграцией на национальном и межгосударственном уровне; отсутствие достаточно надежных и отлаженных механизмов, позволяющих обеспечивать миграционное взаимодействие; обострение противоречий между посылающими и принимающими странами, а также между национальными интересами отдельных государств и правами человека, распространением дискриминационных практик в отношении трудящихся-мигрантов. В этих условиях данный процесс отягощен рядом сложных, многоплановых проблем: экономических, криминальных, проблем соблюдения прав человека.