Предпринимательство и благотворительность.
Таким образом, традиции, накапливавшиеся веками, не могут просто исчезнуть, не оставив и следа в нашей памяти, в нашем сознании. И поэтому я считаю, что современные меценаты (предприниматели, занимающиеся благотворительной деятельностью) в какой-то степени тоже руководствуются этими мотивами.
Глава II. Ответственность предпринимателя перед обществом.
Сегодня изменяются сущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях, переформулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижение социальной справедливости в условиях рынка. Стратегии социального действия отечественных бизнесменов определяются целым комплексом объективных и субъективных факторов, детерминируя, в свою очередь, специфику социального портрета современного российского предпринимателя. Быстрыми темпами идет развитие третьего сектора, бизнес все чаще оказывается связанным с созданием рабочих мест для слабозащищенных групп населения, организацией или спонсированием социальных услуг, участием в конкурсах на инвестиции в социально-значимые проекты.
Говоря о мотивах гражданского участия, современные предприниматели ссылаются на «элементарное сострадание», что перед зимним сезоном у детского дома не хватает денег.
Безусловно, многие спонсоры принимают участие в благотворительных акциях ради поддержки своей репутации, привлечения клиентов, рекламы. Однако при этом очевиден и положительный результат для общества, который выражается, например, в благоустройстве города, когда фирма покупает помещения под офис и реставрирует фасад здания.
Чаще всего в благоустройстве близлежащей территории, развитии инфраструктуры для жителей местного сообщества, благотворительной деятельности участвуют крупные компании, которые «организуют концерты, акции, участвуют в спортивных мероприятиях». Руководитель крупной торговой сети охотно рассказывает о стабильной и широкой благотворительной деятельности своей компании. Однако системности в этой деятельности не заметно, и это, пожалуй, важная черта социальной ответственности современного предпринимательства: «Мы очень много на это дело тратим денег, мы участвуем в поддержках неоднократно, мы помогаем многим организациям, людей направляем на конкурсы различные, подарки постоянно покупаем, всю территорию на которой мы работаем, конечно, благоустраиваем… с органами территориального самоуправления… работаем с ними, обязательно какие-то деньги отчисляем, там бабушке помочь надо, подъезд отремонтировать, что-то там прорвало . это стабильная изо дня в день ситуация. Из месяца в месяц такие вещи есть. Нет ничего обязательного, но по возможности мы оказываем помощь».
С одной стороны, в этой позиции заложен ресурс гибкости и быстроты реакции — сегодня там прорвало, завтра здесь, и финансовую поддержку можно перенаправить. С другой стороны, такое «латание дыр» и покупка подарков — далеко не единственный способ эффективной благотворительной деятельности. Создание фонда, ведущего целенаправленные программы, работающего с наиболее нуждающимися социальными группами и попавшими в трудную жизненную ситуацию людьми, способствовало бы более систематической работе по социальному развитию конкретной территории.
Предприниматель, осуществляя донорскую помощь и контролируя расходование средств, мог бы делегировать принятие решений о назначении целевых благотворительных средств профессионалам — экспертам, конкурсной комиссии, директорату фонда. Иначе возникает ситуация, когда, по словам информанта, «приходится отказывать, потому что мы всем помочь не можем, начинаю объяснять, оправдываться: вы знаете, мы помогли уже вот этим, помогли вот тем. А вот нам не помогли…». Предприниматели отчетливо видят необходимость создания организаций, которые, не отвлекая бизнесмена, брали бы на себя обязанность перераспределения денег нуждающимся и составления отчетности за средства, а также поиск разработчиков социальных программ: «Если бы у нас была возможность, мы к этим людям обращались, переводили какие-то деньги, а эти фонды там распределяли». Подобное «разделение труда» существует на Западе в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку систематическая благотворительность, организованная и управляемая профессионалами, специализирующимися в этой области, выступает гораздо более эффективным способом истратить деньги, помочь нуждающимся и заработать имидж и социальный капитал для предпринимателя.