Теоретические аспекты перехода к рыночной хозяйственной системе.
Переход к рыночной хозяйственной системе от командно – административной, переживаемый Россией и рядом других стран Европы и Азии, является главным содержанием мировой экономической истории конца XX – начала XXI вв. Командно – административная хозяйственная система вошла в состояние глубокого кризиса, так как оказалась неспособной достичь главной цели любой экономической деятельности – максимально возможное удовлетворение потребностей людей, выраженных в спросе на товары и услуги. Опыт переходных мероприятий в этих странах показывает нам некоторых их схему, которая в самых общих чертах была применена, практически, во всех данных странах. Для них была характерна общая стартовая позиция – командно – административная система. Ее главными чертами были господство государственной собственности на производственные ресурсы, всеобщее централизованное планирование главных экономических показателей (цен, доходов, объемов производства и т.п.), репрессивно – принудительные отношения между хозяйственными субъектами, относительная закрытость от мирового хозяйства. В связи с этим, переходный период должен включать в себя следующий комплекс преобразований:
1. Реформа отношений собственности.
Центральным ее элементом является приватизация государственной собственности. Приватизация
– перевод государственной собственности в другие ее формы. В ходе приватизации господствующей собственностью становится частная (при сохранении в меньших объемах государственной и коллективной).
2. Реформа механизма ценообразования
. Центральным ее элементом является либерализация цен. Либерализация цен
– освобождение цен от принудительного государственного определения. В ходе либерализации цен главным фактором, их определяющим, должна стать конъюнктура рынка.
3. Обеспечение свободного рыночного оборота (в соответствии с соотношением спроса и предложения) всех факторов производства (труда, капитала, земли).
В первую очередь на рыночный оборот переводят труд и капитал. Для этого должен быть отменен принудительный государственный план, создана законодательная база и элементы инфраструктуры (банки, биржи и т.п.). Что касается земли, то формирование свободного оборота здесь должно происходить медленно, постепенно и при строгом соблюдении национальных традиций.
4. Изменение экономической роли государства.
Происходит безусловный отказ от тоталитарного контроля над всей экономической жизнью. Государство уходит из большинства секторов непосредственного производства товаров и услуг. Непосредственными функциями государства становится борьба с проявлениями «фиаско» рынка и антициклическое регулирование на макроэкономическом уровне. Кроме того, государство обязано создать правовую базу рыночной экономики и систему ее реализации. Однако не следует полагать, что уровень государственного регулирования должен быть одинаковым на протяжении всего переходного периода. Пример России и других стран СНГ показывает, что резкий уход государства из экономической жизни может замедлить формирование новой хозяйственной системы. Напротив, на первых этапах роль государства должна быть значительна, и включать в себя функции, которые ему не присущи в развитых рыночных экономиках. Это связано с тем, что другие хозяйственные субъекты (фирмы, домохозяйства) еще не сформировались как элементы новой системы, и государство обязано помочь им в этом, поскольку именно оно всегда является инициатором к новой хозяйственной системе.