Анализ состава и структуры налоговых доходов
-реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;
- получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.
Налоговый период для налогоплательщиков акцизов – календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.
Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Необходимо отметить, что в 2010 году произойдет увеличение ставки акцизов на нефтепродукты на 10% по сравнению с текущим годом, это приведет к росту доли налога в цене до 64%
Так же законопроект предлагает оставить акцизы на спирт и крепкий алкоголь (с долей спирта более 9 процентов) в 2010-2011 годах равными тем, которые утверждены действующей редакцией Налогового кодекса, а в 2012 году будут увеличены на 10 процентов. А вот акцизы на слабоалкогольную продукцию ждет более значительное повышение. Так, ставки акцизов на алкоголь с долей этилового спирта до 9 процентов, спиртосодержащую продукцию и вино на 2010-2012 годы предлагается индексировать в среднем на 30 процентов, а на пиво — на 50 процентов. Таким образом, акциз для пива с содержанием спирта от 0,5 до 8,6 процента к 2012 году увеличится почти в 3 раза (с 3,3 рублей до 9 рублей за литр).
В отношении сигарет законопроектом предусматривается увеличение размера адвалорной ставки акциза (начисляемой на стоимость продукции) на 0,5 процентов ежегодно. Специфическая составляющая ставка на сигареты будет индексироваться на 30 процентов, а на папиросы - на 50 процентов.
С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог составляет в основной массе администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета 32% [25]. Министерство финансов РФ предлагает с 2010 года повысить ставку НДПИ на природный газ, чтобы дополнительно собрать в бюджет 50 миллиардов рублей. В основных направлениях налоговой политики на 2010-2012 годы Минфин предлагает ввести с 1
января 2010
года ежегодную индексацию НДПИ на газ с учетом динамики внутренних оптовых цен на газ.
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций.
Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета [см.Приложение 1].