Задолжность иностранных государств перед Россией и управление сбалансированного федерального бюджета.

Вопросы управления сбалансированностью федерального бюджета привлекают большое внимание исследователей и преподавателей. [1, стр.73]Согласно Бюджетному кодексу России, в систему мер балансирования федерального бюджета, помимо методов управления государственным долгом страны, входит механизм управления долгом иностранных государств перед Россией как кредитором.

В соответствии со ст. 123 Бюджетного кодекса «долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией». Законодательное регулирование данного вида долга осуществляется следующим образом. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Россией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную думу РФ в составе документов и материалов, направляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Под реструктуризацией долга иностранных государств перед Россией понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств, в том числе с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга иностранных государств перед Россией может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности. Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год утверждаются:

· суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностран­ных государств;

· предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года за исключением государств — участников СНГ;

· предельный размер долга государств — участников СНГ;

· предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам-участникам СНГ;

· предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Россией государствам-участникам СНГ;

· программа предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам и международным организациям.

Договоры о реструктуризации или списании задолженности иностранных государств перед Россией подлежат ратификации Государственной думой РФ за исключением случаев реструктуризации задолженности и се списания в рамках участия страны в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех их участников. Уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Россией может быть осуществлена в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о такой уступке, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. [2, стр.47-49]

По данным Минфина России, государственный внешний долг нашей страны по состоянию на 1 января 2004 г. составлял 119,7 млрд. долл. США (см. рис. 3). Основная часть долга приходится на страны - члены Парижского клуба кредиторов. Крупнейшими кредиторами России являются Германия, Италия, Франция, Япония. Велика также рыночная составляющая внешнего долга, выраженная в еврооблигациях.

По данным Внешэкономбанка, суммарный объем обязательств зарубежных стран перед Россией на 1 января 2004 г. составлял около 85 млрд. долл. США. Эта цифра включает обязательства стран и входящих, и не входящих в Парижский клуб кредиторов, а также обязательства стран СНГ. Как видно из рисунка 2, основная часть задолженности иностранных государств (более 76 млрд. долл. США) перед Россией приходится на страны, не входящие в Парижский клуб кредиторов, и 3/4 этой задолженности — на пять стран: Афганистан, Ирак, КНДР, Кубу и Сирию (см. таблицу 4)

Таблица 4 - Задолжность иностранных государств –

крупнейших должников России

(в млрд. $ США) [7, стр.7]

Страна - заемщик

Сумма задолженности

По основному

долгу

По начисленным

и неуплаченных

процентам

Итого

Республика Куба

16,40

3,09

19,49

Сирийская Арабская Республика

10,76

3,29

14,05

Республика Ирак

6,43

3,68

10,11

Переходное Исламское Государство

Афганистан

7,87

2,21

10,07

Корейская Народно – Демократическая

Республика

4,49

2,53

7,01

Алжирская Народно – Демократическая

Республика

3,16

1,38

4,53

Социалистическая Народная Ливийская

Арабская Джамахирия

2,27

1,12

3,39

Республика Индия

2,63

0,05

2,68

Йеменская Республика

1,27

0,00

1,27

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

1,27

0,00

1,27

Китайская Народная Республика

1,11

0,04

1,16

Перейти на страницу: 1 2 3