Понятие и виды инновационных стратегий
Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:[3]
Закон об авторском праве и смежных правах;
патентный закон Российской Федерации;
Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны.
Охранными документами на изобретения являются патенты[4] (различают национальные и региональные), авторские свидетельства.
Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.
Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции.
В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом.
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией.
В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак[5].
Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.
Товарный знак выполняет следующие задачи:
служит ориентиром при выборе товара;
указывает на наличие соответствующего качества товара;
выделяет товар из однородных товаров других производителей;
показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
реклама товаров, так как обеспечивают производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.
Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера (ноу-хау могут быть незапатентованные). Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями.
Следствием инновационной деятельности являются – промышленные образцы[6].
Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией[7].
Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам.(Таб.2.2)
Лицензии
По наличию правовой охраны научно-технических достижений
По степени производствен-ного освоения предмета
По категории предметов лицензирования
По объему передаваемых лицензиату прав
неисключительные
лицензии на достижения, освоенные в производстве
лицензии на научно-технические знания