Методы участия банковского капитала в лизинговом бизнесе.
рассматривать эти кредитные операции как обычные активные операции по
выдаче ссуд клиентам. Но может быть разработан и особый механизм выдачи
и погашения кредитов для этого типа заемщиков, выделены специфические
принципы ценообразования на заемные средства и определены новые подходы
к установлению платежеспособности лизинговых предприятий.
Развитие лизингового бизнеса в нашей стране сталкивается с проблемой
мобилизации значительных денежных средств, которые могли бы стать
источником для закупки оборудования с целью его дальнейшей передачи
пользователям по лизингу. Анализ состояния отечественного лизингового
предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время
наиболее реальными хозяйствующими субъектами, располагающими временно
свободными денежными средствами или имеющими доступ к таковым, являются
банковские учреждения. Зарубежный опыт подтверждает правильность такого
вывода, а имеющаяся в нашей стране практика доказывает целесообразность
включения лизинговых операций в деятельность банков.
Выступая в роли не ссудодателя лизинговой компании, а непосредственно
лизингодателя, коммерческие банки, таким образом, используют прямой
метод участия в лизинговом бизнесе.
По сравнению с создаваемыми лизинговыми компаниями банки обладают тем
важным преимуществом, что они уже организационно оформлены; для
проведения ими лизинговых операций требуется только выделение в их
структуре специального отдела или группы, в состав которых должны войти
сотрудники с определенным опытом банковской работы и знающие специфику
данной операции.
Привлекательность лизинговой операции для коммерческих банков
объясняется наличием у этой банковской операции реального материального
обеспечения. Кроме того, развитие лизингового бизнеса даст банкам
возможность расширить круг своих операций, повысить качество
обслуживания клиентов и тем самым увеличить их число, укрепить
традиционные связи и установить новые взаимовыгодные партнерские
отношения с клиентурой.
В условиях обострения конкуренции на рынке банковских услуг проведение
коммерческими банками лизинговых операций может стать эффективным
способом расширения сферы банковского влияния. Вкладывая средства в
приобретение имущества и выполняя функцию лизингодателя, коммерческие
банки могут внести свой вклад в формирование стратегии и тактики
обновления основных фондов, определять направления развития лизинга,
контролировать ситуацию на лизинговом рынке.
Преимущество лизинговой операции для банка состоит также и в достаточно
высокой ее рентабельности. Через лизинговые платежи банк приобретает
новый источник доходов в виде комиссионных выплат. Кроме того,
коммерческие банки, развивая лизинговый бизнес, могут экономить средства
за счет относительной простоты учета лизинговых операций и лизинговых
платежей по сравнению с операциями долгосрочного кредитования.
Вместе с тем лизинговая операция относится к числу банковских операций с
достаточно высокой степенью риска. Риск банка возрастает при оперативном