Возможности применения лизинга в деятельности автотранспортного предприятия.
Для развития лизинговых операций необходимо прежде всего совершенствование
законодательной базы и предоставление налоговых льгот участникам лизинга.
Меры государственной поддержки развития лизинга должны включать:
1. Предоставление государственных гарантий для реализации лизинговых проектов.
2. Предоставление участникам лизинговых операций права самостоятельно
определять сроки амортизация оборудования с возможностью направления
накопленных амортизационных отчислений на их деятельность
3. Предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов.
4. Освобождение от налогов на лизинговые платежи в ряд случаев.
5. Освобождение хозяйственных субъектов-лизингодателей от уплаты налогов на
прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроком
договора не менее З-х лет.
6. Освобождение хозяйственных субъектов-лизингодателей от уплаты НДС при
выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты НДС при приобретении имущества, являющегося объектом лизинга .
7. Освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на
прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок более З-х лет для
операций финансового лизинга.
Несмотря на все трудности, обусловленные переходным состоянием экономики,
рынок лизинговых услуг успешно развивается и объем лизинговых контрактов
составил в 1998 г. 9,2 млрд. Руб., уже в 1999 г. увеличился до 107,6 млрд., а
в 2000 г. он достиг уровня в 670,6 млрд. при этом 641,2 млрд. приходилось на
лизинг оборудования и 29,4 - на лизинг недвижимости.
Наиболее привлекательным видом оборудования для лизинга в 2000 г. было
машиностроительное и технологическое оборудование, на долю которого
приходилось 75,5% от общего объема лизинговых операций. Далее следует лизинг
грузовых автомобилей и дорожной техники - 8,7%, компьютеров и оргтехники -
4,8%, легковых автомобилей - 2,0%.
Лизинговая сделка имеет весьма сложную структуру, включающую как минимум пять
аспектов:
- юридического, предполагающего досконального знания законодательства по
лизингу, в особенности налоговые нюансы;
- коммерческого, в рамках которого требуется знание рынка текущей конъюнктуры
рынка и уверенность в том, что данная продукция на нем "пойдет" а также
понимание механизма ценообразования на имущество, выступающее в качестве
объекта лизинга;
- финансового, в пределах которого необходимо знание основных условий
финансирования, умения распределять риски и рассчитывать стоимость инвестиций
с учетом разновременности затрат и коэффициентов дисконтирования;
- бухгалтерского, предполагающего знание бухгалтерского учета и отчет по
лизинговым операциях;
- технического, в пределах которого надо знать, каких специалистов следует
привлекать для технической экспертизы лизингового проекта, проведения
переговоров с изготовителей оборудования (авто техники), получения от него
соответствующих гарантий по техническому обслуживанию оборудования и др.
Проведению лизинговых операций всегда предшествует большая организационная
работа. Для успешной деятельности лизингодатель должен обладать возможностями
широкой рекламы лизинговых операций и их преимуществ для потенциальных
лизингополучателей. Важную роль играет изучение лизингового рынка, его
основных тенденций, выявления спроса и предложения на те или иные виды
автотехники и оборудования. При этом во внимание принимаются различные
факторы: колебания рыночных цен на разные виды (марки) машин, в зависимости
от того, пользуются они спросом или нет, цены и тарифы на другие,
сопутствующие лизингу услуги (ремонт, ТО), транспортные тарифы, тарифы за
электроэнергию и др. Общей целью предварительной работы является поиск
лизингодателем потенциальных клиентов, заинтересованных в лизинге,
В ряде случаев стоит идти на определенное усложнение схем финансирования