Виды информации
При получении информации об объекте главное место занимает оценка внутренней и внешней среды бизнеса с целью выявления наиболее опасных зон. Большое значение имеет актуальность и точность полученных данных.
Оценка и анализ внешней среды предприятия – это сложная и трудоемкая работа. Во внешней среде можно выделить две составляющие: макросреда и микросреда.
Оценка микросреды – исследование субъектов экономики, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации.
Государство (налогообложение, законодательная база, программы поддержки малого бизнеса);
Поставщики (надежность, выполнение условий договора);
Покупатели (платежеспособность, спрос на продукцию);
Конкуренты (сильные и слабые стороны).
Оценка макросреды – исследование факторов, косвенно влияющих на деятельность организации.
Политические факторы (стабильность);
Экономические факторы (инфляция, доступность кредитов, процентные ставки, спад/подъем в экономике/отрасли);
Социальные факторы (уровень доходов населения, уровень заработной платы);
Технологические факторы (технологический уровень в производстве).
Оценка и анализ внутренней среды предприятия – это исследование:
Управления (эффективность финансового менеджмента, наличия системы планирования, система бухгалтерского учета, управление расходами, управление рисками, квалификация управленческого персонала);
Производства (состояние основных фондов, производственные мощности, диверсификация производства);
Маркетинга (качество маркетинговых исследований, ценовая политика, каналы сбыта продукции, поиск новых рынков сбыта);
Персонала (квалификация персонала, производительность труда);
Транспорта (выбор наиболее выгодного способа транспортировки продукции).
Кроме этого важна информация о предприятии: дата основания, местонахождение, форма собственности, организационно-правовая форма, учредители, виды деятельности. Причины важности данной информации заключается в том, что для различных организационно-правовых форм, видов деятельности и форм собственности существуют различные особенности регулирования со стороны государства, а также особенности налогообложения. То есть, то, что обязательно, например, для акционерных обществ, будет совершенно не приемлемо для обществ с ограниченной ответственностью. Это также необходимо для принятия верных управленческих решений в части прогнозирования деятельности, оптимизации налогового планирования и так далее.
Особое место в антикризисном управлении занимают маркетинговые исследования. Поэтому при выводе организации из кризисного состояния или для предотвращения такового, на этот элемент следует обратить пристальное внимание.
Маркетинговая деятельность заключается в исследовании спроса и предложения на рынке и в последующей разработке программы действий на рынке. Например, исследование спроса на данный товар, ценовая политика, расширение ассортимента продукции, поиск новых рынков, реклама.
Что касается государственного регулирования кризисных ситуаций в организации, то здесь в законах и нормативных актах четно прописаны те виды информации, которые необходимо исследовать в той или иной ситуации.
Например, согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» для определения наличия признаков несостоятельности (банкротства) необходимо изучить информацию о суммах задолженностей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, о суммах займов, обязательные к уплате, размеры обязательных платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а также о размерах неустоек (штрафов, пени).