Экономическая теория
Схема 36.
Пояснения к схеме
расходы на импорт потребительские расходы чистые налоги сбережения национальный доход правительственные займы правительственные закупки |
8. поступления от экспорта 9. чистый приток капиталов 10. расходы на национальный продукт 11. инвестиционные расходы 12. инвестиционные средства 13. чистый приток капиталов 14. платежи владельцам ресурсов |
7.2. Сущность государственного регулирования экономики
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования.
Государственное регулирование экономики
– система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования (схема 37).
Схема 37
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Целевое финансирование
– выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Государственные закупки
– часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).
Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.