Сущность современной пенсионной реформы
Реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы, равно как и рассматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу, определяет государственное пенсионное страхование следующим образом:
государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.
Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка вследствие инвалидности, старости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством.
Таким образом, государственное пенсионное страхование – это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан.
Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями – с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей и т.д.
Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из числа главным образом государственных служащих: военные, служащие правоохранительных органов, определенных сфер государственной власти и т.д.
Законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положения Конституции РФ, гарантирующие всем гражданам страны материальное обеспечение при достижении установленного законодательством возраста, а также при утрате работоспособности.
Пенсионные законодательные акты и нормативные документы, направленные на их реализацию, обеспечивают, с одной стороны, социально-трудовую ориентированность, с другой – экономическую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования и ее сбалансированность в рамках рыночной экономики России.
Реформа пенсионной системы, осуществление которой началось с 1 января 2002 года, - долгосрочная экономическая программа, поскольку предусматривает переход (рассчитана на 15-20 лет) от солидарно-распределительной пенсионной системы, сформированной за 70-летний советский период, к комбинированной пенсионной системе, сочетающей в экономически и социально обоснованных пропорциях распределительные и накопительные элементы.
Центральное место в системе правовых актов пенсионной реформы занимают следующие Федеральные законы:
1. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ;
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ » от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ;
«Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;
2. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.
Ключевой нормативный документ системы законодательных актов пенсионной реформы – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, поскольку в нем определены права граждан на государственное пенсионное обеспечение, условия установления и размеры всех видов трудовых пенсий.
В связи с его принятием одновременно утратил силу действующий более десятилетия Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а также Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ, вступивший в силу с 1998 г.
Любые изменения являются относительными и всегда сопряжены с улучшением для одних категорий и ухудшением для других. Проведенная пенсионная реформа – также не исключение: для значительного контингента пенсионеров и застрахованных лиц ее положение повлекли за собой существенные ограничения пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров. Однако данным Законом предусмотрено, что во всех случаях эти изменения не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений материального положения нынешних пенсионеров, пенсия которым назначена по условиям «старого» Закона РФ № 340-1.
Достаточно радикальное изменение законодательной базы было обусловлено изменением условий назначения, самой формулой исчисления размера трудовой пенсии и порядка ее индексации.