Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений

Современные условия хозяйствования, характеризующиеся поворотом экономики страны на рыночные отношения, требуют от предприятий оперативного реагирования на изменение спроса, подчинения производства потребностям рынка. Необходимость реализации связанных с этим проблем требует решения комплекса задач, основной среди которых является формирование рационального набора выпускаемой продукции. Решение данной задачи включает в себя:[17]

Разработку стратегических решений

При разработке данных решений применяются качественные методы, направленные на формирование хозяйственного портфеля, под которым понимается совокупность отдельных направлений деятельности и продукции предприятия. К числу таких методов относятся широко известные стратегические матрицы (матрица Бостонской консультативной группы, матрица «Дженерал-Элементрик-МакКинзи», а также ряд других моделей).

Разработку оперативно-тактических решений

При разработке данных решений применяются, как правило, количественные методы, направленные на оптимизацию производственной программы предприятия в рамках тех направлений и видов деятельности, которые выбраны на этапе разработки стратегических решений.

В настоящей статье рассматривается решение задачи по оптимизации производственной программы предприятия, состоящей в нахождении рационального сочетания цен и объемов реализации продукции. Данный процесс занимает одно из центральных мест в системе управления производством, поскольку от него напрямую зависят конечные результаты деятельности предприятия.

Общепринятым критерием оптимальности при формировании производственной программы предприятия является максимум прибыли от реализации продукции.[18] Процесс определения оптимальных цен и объемов реализации находит свое отражение, прежде всего, в изменении веса отдельных видов продукции в общем объеме производства. Критерием изменения удельного веса отдельных видов продукции является показатель рентабельности продукции. При этом считается, что повышение в общем объеме реализации удельного веса более высокорентабельных изделий обеспечивает и наибольший размер прибыли.[19]

Но всегда ли существует прямая зависимость между рентабельностью продукции и прибылью от ее реализации? Другими словами, достигается ли программой выпуска, обеспечивающей максимальную прибыль, адекватная максимизация эффективности производства, отражаемой показателем рентабельности продукции?

Для анализа согласованности указанных выше критериев необходимо построить на каждый анализируемый вид продукции функцию спроса и затрат, по которым, в свою очередь, определяется функция прибыли и функция рентабельности продукции.

С целью решения указанной задачи в качестве объекта исследования было взято одно из промышленных предприятий г. Благовещенска.

В ходе проведенного исследования для ряда выпускаемых предприятием изделий была выявлена функция спроса вида:[20]

Р = а0 + а1V,

(1)

где Р - цена продукции, руб.;

V - объем реализации в натуральном выражении, шт.;

а0, а1 - постоянные коэффициенты, значения которых определяются с помощью математических методов.

С использованием метода наименьших квадратов была выявлена функция издержек вида:

С = в0 + в1V,

(2)

где С - общие затраты, руб.;

в0 - уровень постоянных затрат;

в1 - уровень переменных затрат на единицу продукции.

Используя выражения (1) и (2), можно построить функцию прибыли:

П = V(а0 + а1V) — в0 — в1V

(3)

и функцию рентабельности продукции:

R = [(V(а0 + а1V) — в0 — в1V)/(в0 + в1V)] x 100%

(4)

Взяв первую производную функции прибыли (3) и приравняв ее к нулю, находим, что она достигает своего максимума при объеме реализации продукции, равном:

Vп = — (а0 — в1)/2а1

(5)

Взяв первую производную функции рентабельности продукции (4) и приравняв ее к нулю, находим, что она достигает своего максимума при объеме реализации продукции, равном:

Можно доказать, что и в этом случае функция прибыли и рентабельности продукции имеют максимумы при различных объемах реализации продукции.

Как известно, силу воздействия операционного рычага определяют отношением валовой маржи (разница между выручкой от реализации и переменными затратами) к прибыли. В экономической литературе отмечается, что этот показатель указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.[21] Легко доказывается, что если функция прибыли П и силы воздействия операционного рычага N имеют экстремумы, то эти экстремумы достигаются при одинаковых объемах реализации продукции.

Вышеизложенное позволяет сделать важный вывод: производственная программа предприятия, обеспечивающая максимальную прибыль от реализации продукции, приводит к минимизации предпринимательского риска, связанного с деятельностью данного предприятия, но не обеспечивает максимально возможной эффективности производства.

Перейти на страницу: 1 2