Планирование себестоимости, прибыли, рентабельности
Важнейшей особенностью планирования себестоимости продукции в условиях рынка является необходимость ее оптимизации в отличие от стремления к минимуму затрат, которое прослеживалось в директивно-плановой системе. Критерием оптимизации выступает максимум прибыли на единицу затрат в долговременной перспективе.
Из этого следует, что себестоимость продукции необязательно должна постоянно снижаться. В условиях устойчивого либо повышающегося спроса на продукцию фирмы, сопровождающихся резким увеличением объемов ее производства, оправданно пойти на рост затрат, если это ведет к наращиванию массы прибыли. Для того чтобы во всей полнотой использовать выгодность сложившейся рыночной конъюнктуры, выиграть время в конкурентной борьбе, может оказаться целесообразным организовать сверхурочные работы, вторую и третью смены (что, естественно, обусловит рост удельных затрат на рабочую силу), максимально, а не оптимально, загружать оборудование.
В рыночной экономике (в особенности при переходе к рынку) имеют место существенные колебания объемов производства продукции и, как следствие, изменения доли накладных расходов в себестоимости. Это обстоятельство тоже подталкивает к принятию нетрадиционных решений в части прибыльности, рентабельности производства. При повсеместном спаде производства и существенной недозагрузке мощностей роль таких решений очень велика.
Многие руководители в условиях спада пытаются поправить дело жестким режимом экономии, снижением затрат на производство. Между тем выход чаще всего не в этом, а в наращивании объемов за счет освоения новых видов товаров и услуг, которые на первом этапе нередко оказываются убыточными. По мере роста загрузки производственного аппарата убыточность будет уменьшаться, а, начиная с определенного уровня загрузки, их изготовление становится рентабельным.
Еще одной особенностью планирования себестоимости и прибыли в современных условиях является необходимость учета высоких темпов инфляции.[16] В цену изделия следует закладывать затраты с учетом прогнозируемых темпов инфляции, чтобы выручки от реализации было достаточно для затрат на следующий воспроизводственный цикл. Например, если фактические затраты на материалы составили 70 денежных единиц, а длительность производственного цикла – 10-11 мес., то при инфляции 100% в год для закупки материалов на следующее изделие потребуется более 140 денежных единиц. В этом случае многие руководители при установлении цен исходят из ложной посылки компенсации фактически понесенных затрат на производство изделий (оказание услуг), в результате чего полученной прибыли не хватает даже для пополнения оборотных средств. Вышесказанное не означает, что планирование системы мероприятий по снижению себестоимости продукции изжило себя. Имевшиеся ранее достижения в данной области должны быть не только сохранены, но и приумножены.