Планирование доходов и расходов
Одна из важнейших функций управления фирмой – организация движения денежных и материальных потоков. Руководитель должен стремиться обеспечить, с одной стороны, максимум поступлений средств в единицу времени; с другой – наиболее эффективное задействование имеющихся средств. Между их поступлением и расходованием нужно поддерживать устойчивый динамичный баланс. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях высоких темпов инфляции, при которых задержки в поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а необоснованное использование – к падению доходности бизнеса.
Итак, управление движением средств должно базироваться на плановом балансе доходов и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.
Необходимо, чтобы контроль за разработкой и реализацией плана осуществлял первый руководитель фирмы. Это связано с приоритетом проблемы управления денежными потоками и с противоречиями интересов руководителей более низкого ранга.
Остановимся подробнее на том, как формируются доходная и расходная части баланса.[14]
Доходы.
Основными источниками доходов фирмы являются поступления:
от реализации продукции и авансов на их производство;
от дебиторов;
от реализации запасов товарно-материальных ценностей;
кредитных средств;
прочие (доходы от ценных бумаг, возврат ранее предоставленных другим фирмам кредитов и подотчетных сумм, доходы от социальной сферы, сдачи в аренду помещений, оборудования и т.д.).
Так, для того чтобы запланировать поступления от реализации продукции, нужно из производственной программы определить сроки изготовления продукции и рассчитать, сколько времени понадобится для ее реализации (до поступления денег на расчетный счет фирмы). При этом используются договоры на поставку продукции, график поставок для изделий, выпускаемых по государственному заказу, а также другая документация, подтверждающая взаимные обязательства сторон по производству и реализации товаров и услуг.
Поступления авансов на производство продукции планируются исходя из обязательств потребителей, как по суммам, так и по срокам их перечисления. Этот источник финансирования приобрел особую актуальность в условиях острого недостатка у производителя оборотных средств и массовых неплатежей. Поэтому в договорах на поставку обязательно нужно предусматривать авансовые платежи, размеры которых зависят от длительности производственного цикла. Многие товаропроизводители, продукция которых пользуется устойчивым повышенным спросом, практикуют ее полную предоплату.
Те потребители, которые не рассчитались в установленные сроки, переходят в разряд дебиторов. С ними должна постоянно вестись работа: требуется непрерывный учет дебиторской задолженности, регулярно напоминать им о долге, предупреждать о включении механизма штрафных санкций, обращаться в арбитраж и контролировать выполнение его решений.
Рыночная конъюнктура диктует необходимость частого обновления продукции, расширения ее номенклатуры. Данный процесс сопровождается появлением новых основных фондов (оборудования, площадей и т.д.) и отказом от использования части старых. Кроме того, в фирме практически всегда имеются излишние запасы сырья, материалов, реже комплектующих изделий. Поэтому должны быть налажены учет запасов любых товарно-материальных ценностей и система реализации их излишков.
Расходы.
Основными направлениями расходов фирмы являются:[15]
оплата труда, включая начисления на заработную плату;
затраты на сырье и материалы;
затраты на энергоносители;
затраты на ремонт и содержание оборудования;
затраты на ремонт и содержание зданий, сооружений;
затраты на содержание социальной сферы;
почтово-телеграфные расходы;
телефонная, телетайпная связь;
командировочные расходы;
внепроизводственные расходы;
кредиты, выделенные фирмой;
кредиторская задолженность;
налоги и сборы;
выплата полученных кредитов и процентов по ним;
выплата дивидендов, процентов по другим ценным бумагам;
приобретение ценных бумаг;
затраты на НИОКР, развитие фирмы.
Практика свидетельствует о том, что фирмы постоянно испытывают недостаток средств. Отсюда потребность в определении приоритетов в расходовании. Основным приоритетом служит максимизация прибыли на длительном временном промежутке. Это значит, что вложения средств должны осуществляться в первую очередь в то, что обеспечит их быстрый оборот и высокую доходность.
В последние годы предприятия почти не направляют средства на развитие, резко снизили затраты на социальную сферу, повсеместно задерживается выплата заработной платы, имеют место взаимные неплатежи. Конечно, основной причиной такого положения является резкий спад производства, однако не вызывает сомнений и то, что возможности рационализации денежных потоков далеко не исчерпаны.