Анализ издержек обращения торговли по общему уровню по предприятию ООО «Алина» за 2008-2009 год
Анализ структуры издержек обращения показывает, что торговая деятельность магазина «Алина» не является трудоемкой, поскольку затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальные нужды составляют более 5% издержек обращения.
На основании данных таблицы 4 можно отметить, что наибольшую долю в издержках обращения составляют транспортные услуги (30-34%), что объясняется количеством арендуемых транспортных средств фирмы для перевозки продовольственной продукции. Также значительны расходы на отопление зданий и складов, затраты на электро- и теплоэнергию.
Материальные расходы предприятия в общей структуре расходов составили в 2007 г. – 8,57%, в 2008 г. – 19,45%, в 2009 г. – 29,27%, что свидетельствует о росте материальных затрат предприятия к концу периода исследования, из-за повышения стоимости продукции и ростом затрат на топливо и др. расходы.
Расходы на заработную плату персонала составляют достаточно большую долю затрат ООО «Алина». В общей структуре затрат удельный вес заработной платы составляет 5,9%, 5,5%, 5,2% в 2007–2009 гг. соответственно. Отчисления на электроэнергию и отопление составляют 22,3%, 21,1%, 18,6% в исследуемый период, т.е. эти показатели в структуре расходов ежегодно снижаются.
Амортизационные отчисления в общей структуре затрат составили в 2007 г. – 2,14%, в 2008 г. – 1,69%, в 2009 г. – 1,6% и являются незначительными в общей структуре затрат предприятия.
Прочие расходы составили в 2007 г. – 1,6%, в 2008 г. – 1,2%, в 2009 г. – 1,6%. К этой статье расходов относятся в основном расходы на доставку продуктов и напитков своим транспортном и арендуемым для осуществления производственной деятельности предприятия.
Проблема снижения издержек обращения в рыночных условиях должна рассматриваться в разрезе управления издержками. Так как рост издержек обращения в большей степени зависит от внешних факторов, торговые предприятия не могут на них повлиять.
Проанализировав динамику издержек необходимо также уделить внимание факторам, оказывающим влияние на издержки обращения. В процессе хозяйственной деятельности торговых предприятий на величину затрат влияет множество факторов основными из которых являются: объем и структура товарооборота, изменение цен на товары и тарифов на услуги, организация транспортирования товаров, оборачиваемость оборотного капитала, состояние материально-технической базы, дислокация торговых предприятий, состояние дорог, размещение товарооборота по торговым предприятиям и другие. Изучение этих факторов позволяет наметить пути экономии издержек обращения. Факторы, влияющие на издержки обращения, можно подразделить на вызывающие их повышение и снижение.
Факторы, вызывающие повышение издержек обращения, связаны, прежде всего, с повышением культуры торговли, с улучшением качества обслуживания населения.
Факторы, вызывающие снижение издержек обращения, весьма многочисленны и делятся на факторы общеэкономического характера, экономико-организационные факторы и факторы, связанные с техническим прогрессом.
К общеэкономическим факторам относятся: совершенствование системы учета и контроля; экономико-организационным факторам: укрупнение или разукрупнение торговых предприятий; совершенствование технологии, компьютеризация относятся к факторам, связанным с техническим процессом.
Основным показателем, отражающим объем деятельности торговой организации, является оборот розничной торговли. Влияние объема оборота розничной торговли на уровень издержек обращения определяется путем условного подразделения расходов на малозависящие и зависящие от объема оборота розничной торговли: условно-постоянные и условно-переменные расходы.