Экономический анализ издержек обращения торговли как необходимое условие их оптимизации
Уи1 и Уи0 – соответственно отчетный и базисный уровни издержек обращения, %.
Ти=DУи/DУи0*100 (5)
Ти – темп изменения уровня издержек обращения
Изменение розничных цен влияет, прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных цен на сумму затрат по некоторым статьям издержек обращения не оказывает влияния, но их уровень снижается с ростом цен. Скорректированный на индекс цен уровень издержек обращения торгового предприятия за отчетный год можно рассчитать:
Ускор.1=Ун/З1+(Изав1*100)/(РТО1/Ир) (6)
Ускор1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %.
Изав1 – сумма зависимых от изменения цен издержек обращения отчетного года, руб.
Ир – индекс цен.
РТО1 – фактический объем розничного товарооборота.
Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, товарооборота и затрат [12].
Важной задачей планирования издержек обращения является выявление резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают рост объема товарооборота и изменения его структуры, прирост розничной и складской торговой сети, изменение ее технической оснащенности, механизацию трудоемких процессов и т. д.
В плане определяется общая сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения нормальной работы торговых организаций, уровень издержек в процентах к общему объему розничного оборота, отдельно по организациям (предприятиям) розничной торговли и общественного питания.
Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень, и отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания.