Особенности национальной инфляции
В последние 10 лет качество белорусской статистики, безусловно, улучшилось. Однако наши показатели все еще имеют целый ряд национальных особенностей, которые и создают недоверие к ним и ко всей экономической политике в целом. Возьмем такой важный показатель как инфляция, самым распространенным измерителем которой является индекс потребительских цен (ИПЦ).
Динамика инфляции в Беларуси: 2002г. - 34,8%, 2003г. - 25,4%, 2004г. - 14,4%, 2005 г. – 8 - 8,5% (по самым пессимистичным прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9% - сообщил министр экономики Беларуси Николай Зайченко 10 октября 2005г.). Но что такое белорусские 9% инфляции? Мы говорим о таком же показателе, как в ЕС, США или инфляция по-белорусски - что-то иное?Однозначного ответа дать нельзя, потому как экономику не измеришь термометром или манометром по одной понятной в любой стране мира шкале. Макроэкономические показатели гораздо сложнее. Чтобы ответить на этот вопрос, надо учесть следующие параметры: 1) по какому количеству товаров считается инфляция; 2) меняется ли корзина данных товаров; 3) насколько представленные товары и услуги отражают структуру потребления; 4) где измеряются цены; 5) можно ли производителям, оптовикам и рознице устанавливать свободные цены. ИПЦ характеризует изменение во времени «общего уровня цен и тарифов на товары и услуги». Чтобы определить его, Минстат использует около 350 «наименований товаров, товарных групп и видов услуг», которые должны отражать фактическую структуру потребительских расходов населения. И здесь мы отметим первое существенное отличие белорусской методики от международной. Чтобы корзина товаров и услуг была репрезентативной, отражала реальные изменения цен, на Западе ИПЦ считают приблизительно по 200 тыс. цен. В некоторых странах идут дискуссии на предмет того, чтобы учитывать и стоимость жилья, и высоту арендной платы, и цену кредитов. Манипулировать малым количеством товаров и услуг гораздо проще, чем большим.Во-вторых, в Беларуси сложно сказать, меняется ли ежемесячно корзина товаров и услуг. Эта информация для независимого контроля недоступна. Поэтому риск подтасовки в зависимости от того, что именно подорожало в течение конкретного месяца, остается. Минстат мог бы легко снять обвинения в необъективности, если бы список товаров, по которым ежемесячно считается ИПЦ, был доступен для независимого контроля. Поскольку неизвестно, насколько адекватно отражает корзина товаров реальную структуру потребления, и здесь остаются подозрения, что люди теряют больше покупательной стоимости своей зарплаты (пенсии), чем указывает официальный ИПЦ. Регистрация цен и тарифов в Беларуси проходит в 31 городе, в то время как их общее число в Республике Беларусь составляет 110. Одна треть - тоже, в принципе, репрезентативно, но ничто не мешает властям изменить список городов, если рост цен в них портит общую картину. График роста цен по регионам можно легко согласовать из Минска. Опять же: подозрения легко снимались бы, если бы мы знали наперед, где фиксирует цены Минстат[10, c.15-16].
Если по всем вышеперечисленным факторам у нас есть подозрения, но не факты, то по последнему - возможности формирования свободных цен - сомнений нет. По данным ЕБРР, в 2004г., число административно регулируемых цен на товары, по которым считается ИПЦ, тоже стало рекордным за последние 7 лет. Оно составило 28% от всей «корзины». Для сравнения: в Чехии таких цен только 10,9%, Польше - 1%, в России - 9%, в Казахстане нет вообще. В результате такого жесткого регулирования цен предприятия выпускают новые товары с новыми ценами, но они-то не входят в корзину для расчета ИПЦ. Люди платят больше, а зарплаты и пенсии индексируются на гораздо меньшую величину.Можно привести несколько типичных примеров регулирования цен органами власти. 7 февраля 2004 года Гродненский облисполком установил предельные цены на 17 видов муки для организаций хлебопечения всех форм собственности. 2 февраля 2004 Минэкономики приняло постановление N29 «О ценах на природный газ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Цена зависит от того, кто и зачем использует газ. ИП должны платить примерно по 62 доллара США за 1 тыс. куб. м, а организации, подчиненные Минспорта и туризма, - всего лишь 40 долларов США. Гродненский «Азот» и ОАО «Доломит» получают газ почти по цене импорта – 52 доллара США. Около 15 других предприятий получили льготы по газу. Среди них много предприятий, выпускающих потребительские товары, по которым измеряется ИПЦ.Постановление Минэкономики N19 от 2 февраля 2004 утверждает цены на лекарственные средства, а N18 - более чем на 30 видов табачных изделий. 29 января 2004 вступило в силу постановление Минэкономики, вводящее новый порядок формирования цены на различные мясомолочные товары. Десятки нормативных актов постоянно корректируют список социально значимых товаров и услуг [10, с. 16].