Специфика переходного периода в белорусской экономике. Белорусский феномен.
С точки зрения реструктуризации и реформирования данного сектора Беларусь выглядит очень бледно: наша страна получила самую низкую оценку «1» за приведение к современным стандартам электроэнергетики, железных дорог, водоснабжения и канализации. За дороги и телекоммуникацию нам поставили два балла (максимальная оценка «4+»). У нас практически нет участия частного сектора в инфраструктурных проектах. Украина и Россия обходят Беларусь по реформам в области энергетики, железной дороги и водоснабжения. Торможение реформ инфраструктуры увеличивает риски не только техногенных аварий, но и грозит постоянным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) [8, c. 17-19].
Нефть, стремительный рост спроса со стороны России и ее щедрость в отношении цен на энергоресурсы вкупе с благоприятными условиями торговли помогали Беларуси увеличить темпы роста ВВП и решать текущие финансовые и социальные проблемы.Однако они отнюдь не уникальный: в 2003-04гг. темпы роста ВВП на душу населения составили 11,5%. Приличный показатель, но почти столько же продемонстрировали Армения и Азербайджан. Украина за эти же годы с низкого старта увеличила свой ВВП на 12,9%, Туркменистан - на 15,4%.В 2000-04гг. темпы роста ВВП Беларуси (6,7%) вообще аналогичны показателям десятков стран мира. Они значительно выше у тех же Армении, Азербайджана и Казахстана, нас опережают Украина (8,6%), Китай (8,7%) и Молдова (6,9%). Даже вступившие в ЕС Литва и Латвия демонстрируют более высокие темпы роста (7,5%). Так что и здесь следов экономического чуда не видно. Еще один приоритет - экспорт. При крайне удачном географическом положении страны признаков умелой игры этим козырем пока не просматривается. Доля белорусского экспорта в мировом оставляет 0,1%, импорта - 0,2%. Страны с гораздо меньшим или аналогичным белорусскому населением имеют больший объем внешней торговли. Еще можно смириться с тем, что Польша экспортирует в 6,7 раза больше (разница в численности населения - в 3,9 раза), но Литва с населением почти в 3 раза меньшим имеет экспорт, который только на 18% ниже по стоимости. По экспорту на душу населения эта страна опережает нас в 2,4 раза. [5, c. 21] Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме производства в РБ в 2003г. составила только 4%. По этому показателю гораздо лучше выглядят Казахстан (9%), Россия (19%), Чехия (13%). Еще один результат политики добровольной изоляции - мизер международной помощи: 3 доллара США на душу населения. В 2003г. армяне получили в 27 раз больше помощи на душу населения, чем мы; богатые нефтью азербайджанцы - в 12 раз, ставшие членами ЕС латыши - в 16 раз, литовцы - в 36 раз. Даже Россия получила в 3 раза больше помощи на душу населения, чем мы. И это после Чернобыля и шока от перехода плановой экономики к «рыночному социализму». Взять хотя бы такой показатель, как объем чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ), привлеченных в 1989-2003гг. Беларусь получила всего 200 долларов США на душу населения, Чехия - в 19 раз больше, Венгрия - в 17 раз, Польша - в 7 раз. Если бы мы пошли по пути стран ЦВЕ, то у нас в стране было бы не 2 млрд. долларов США ПИИ, а около 27 млрд. долларов США. Т.е. потеряны сотни тысяч новых рабочих мест, законсервирована старая структура производства [8, c. 17 - 18].